Алексей Анпилогов , Газета "Завтра" – zavtra.ru 28.01.2020, 11:29
возобновляется строительство газопровода «Северный поток — 2»
Заявлено о возобновлении строительства газопровода «Северный поток — 2» с 1 февраля.
Во время выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе директор евразийского отделения известной американской антироссийской организации Atlantic Council Джон Хербст заявил, что постройка «Северного потока — 2» (СП-2) остановлена усилиями США минимум на два года. По мнению Хербста, этого срока достаточно для того, чтобы «убрать» Россию с европейского газового рынка и заменить российский газ на американский СПГ. Кроме того, эксперт заявил, что США готовы создать и «иные препятствия» для достройки СП-2, вдобавок к уже существующим.
Насколько весомы такие угрозы и смогут ли США добиться ограничения поставок российского газа на европейский рынок?
С учётом заключённого в конце прошлого года транзитного договора с Украиной[1], транзитные мощности по доставке российского газа на европейский рынок уже явно избыточны. Это отразилось на динамике реальной прокачки газа через Украину — за прошедшие дни января фактический транзит «Газпрома» по этому направлению упал практически втрое. При этом по условиям контракта «Нафтогаз Украины» получает от «Газпрома» фиксированную ежесуточную оплату в 5,9 млн. долл., качая каждый день в среднем мизерные 75 млн. кубометров. Да, пока это связано с тёплой зимой и со значительными европейскими запасами, которые «Газпром» накопил в момент обострения транзитного кризиса, но и в будущем украинский транзитный маршрут явно будет недозагружен. При этом новую газовую инфраструктуру, построенную под СП-2, в частности — газопровод EUGAL, «Газпром» уже успешно запустил с 1 января, хотя и с использованием газа, поставляемого через существующий газопровод СП-1.
Такая осторожность в отношении Украины вполне понятна — если её реальные хозяева практически в открытую грозятся создавать России проблемы с доступом к европейскому газовому рынку и дальше, то зачем качать больше? Ведь реализовать угрозы Хербста можно одним-единственным способом — внезапно перекрыв украинский маршрут. К сожалению, как выяснилось, «не все газопроводы одинаково полезны», и украинская ГТС явно стала токсичной для России. Украинский маршрут фактически подконтролен США — и его можно перекрыть произвольным политическим решением. Например, предъявив претензии России по любым вопросам, будь то «репарации» за Крым[2] или Донбасс или миллиарды за «оккупацию» Украины во времена СССР. Как говорится, было бы намерение, а повод-то найдётся — ведь в этом вопросе, как все уже могли убедиться, Киев не использует никакой экономической логики[3].
Именно это, как видится, стало основной причиной фактического ухода России с украинского направления — Киев раз за разом выбирает во взаимоотношениях с Москвой максимально антироссийский вариант действий. Даже если на этом пути он получает болезненные экономические потери или техногенные риски. Так обстояли дела с поставками ядерного топлива для украинских АЭС, в сотрудничестве в вопросе развития железных дорог и портов Украины, в ракетно-космической и военной сферах — везде Киев в одностороннем порядке прерывал существующее взаимодействие и делал крайне недружественные шаги. Единство стандартов, общие рынки, взаимовыгодный интерес, производственные цепочки и кооперация — всё шло в топку банальной русофобии, которую на Украине уже возвели в ранг не только официальной политики, но и чуть ли не государственной религии.
Поэтому Россия просто вынуждена достроить СП-2, чтобы существующий контракт на транзит газа через Украину действительно стал последним. Причём сделать это надо в ситуации, когда приходится рассчитывать только на свои собственные силы. Пока что в «Газпроме» решили использовать для достройки трубопровода российские баржи-трубоукладчики «Фортуна» и «Дефендер», которые, в отличие от бросивших работу трубоукладчиков Pioneering Spirit и Solitaire швейцарской компании Allseas, обладают якорным, а не динамическим позиционированием. Якорное позиционирование обладает целым рядом недостатков — судно не может работать в условиях плохой погоды, прокладка труб идёт медленнее. Кроме того, якорное позиционирование надо дополнительно согласовать с Данией, так как именно в её водах надо проложить оставшиеся 160 км труб СП-2. Однако даже в таком случае, с учётом того, что «Фортуна» и «Дефендер» могут прокладывать всего лишь по 1,5 км труб в день, получается, что СП-2 будет достроен максимум к концу 2020 года. А после этого говорить про «уход» России с европейского газового рынка будет уже просто невозможно.
А Украине в подобной ситуации действительно надо будет задуматься о том, куда девать свою «золотую» газовую трубу, которой она шантажировала Россию на протяжении всей истории своей «незалежности».
Алексей Анпилогов
Источник zavtra.ru/blogs/delo_truba 28.01.2020, 11:29
Ссылки
|