Алексей Анпилогов
Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ, г. Королев) Борис Обносов сообщил, что уже в начале следующего десятилетия Россия сможет поставить на вооружение собственной Армии первые образцы гиперзвукового оружия.
По его словам, у «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) уже «есть интересные результаты в этом направлении», которые в полной мере учитывают еще советские разработки гиперзвукового оружия — экспериментальные ракеты «Холод» и «Холод-2».
Что такое гиперзвук
Строго говоря, границей гиперзвука считается скорость в 5М (Махов), которая равна пятикратной скорости распространения звука в воздухе. Подобно тому как при переходе от дозвукового к сверхзвуковому полету кардинально меняется режим обтекания летательного аппарата набегающим потоком воздуха, так же изменяется и картина движения ракеты или самолета при переходе от сверхзвукового к гиперзвуковому движению.
Гиперзвуковое движение летательного аппарата ставит перед инженерами массу неприятных проблем: набегающий поток воздуха, сталкиваясь с летательным аппаратом, резко нагревается и тормозится возле его поверхности, частично ионизируясь и переходя из газа в состояние раскаленной плазмы. Плазма имеет массу своих особенностей в аэродинамике — вокруг аппарата образует тонкий «вязкий» слой из плазменных частиц, при этом ударная волна, которую мы часто слышим как «хлопок» при пролете сверхзвукового самолета, на гиперзвуковой скорости практически «садится» на корпус аппарата, что вызывает дополнительные сложности при его движении и управлении.
В силу этого полет гиперзвукового аппарата становится неустойчивым и слабопредсказуемым, обычные рули высоты и поворота в гиперзвуковом режиме не действуют. Ударные волны, которые буквально «заползают» в воздухозаборники и двигатель аппарата, влияют даже на горение топлива. Тот же самый авиационный керосин, который легко горит в дозвуковом или сверхзвуковом двигателе, в двигателе гиперзвукового аппарата может просто погаснуть под действием ударной волны. Пробовали зажечь спичку на ветру? А теперь представьте, что этот «ветер» налетает на вас со скоростью в 5 Махов — больше 1700 метров в секунду!
Кроме того, окутывающая гиперзвуковой аппарат плазма, которая постоянно возникает при его движении, неизбежно нагревает его обшивку. С проблемами нагрева конструкции летательных аппаратов столкнулись еще на скорости в 3–4 Маха, до которой дошли серийные самолеты США и СССР в 1970-е годы, — и уже тогда их корпуса пришлось делать из титана и жаростойких сталей.
Ну а переход к гиперзвуку и к скоростям выше 5 Махов и вовсе поставил вопрос о том, что для конструкций летательных аппаратов надо использовать такие экзотические материалы как керамика и углеволокно — ни титан, ни даже жаростойкие стали уже не выдерживали тех высоких температур, при которых должны были лететь гиперзвуковые аппараты.
Откуда мы знаем об особенностях гиперзвука
Хорошо, скажет внимательный читатель. Если столь сложно построить гиперзвуковой аппарат — то как инженеры выяснили все особенности гиперзвукового полета? Дело в том, что при ракетных пусках, будь то пуски космических аппаратов или межконтинентальных баллистических ракет (МБР), их головные части легко достигают гиперзвуковых скоростей.
Поскольку эти небольшие летательные аппараты разгоняют до скорости в 7–8 км/c, при возвращении в земную атмосферу они движутся с теми самыми гиперзвуковыми скоростями, которые, напоминаю, начинаются с порога в 1700 м/c (1,7 км/с). Таким образом, и первый корабль серии «Восток», на котором совершил свой полет Юрий Гагарин, и «Союзы», и лунные «Аполлоны», и «Шаттлы», и боеголовки МБР — все это были «гиперзвуковые летательные аппараты поневоле», которые каждый раз проверяли гиперзвуковой режим при заходе в атмосферу нашей планеты.
Первый спускаемый аппарат корабля «Восток» сделали в виде шара, толком не зная еще всех особенностей гиперзвука, — и в итоге первые космонавты испытывали высокие перегрузки, доходившие до 9g. Впоследствии поняли, что шарообразный аппарат мало пригоден для режимов гиперзвука, в силу чего впоследствии даже для простого торможения на гиперзвуковых скоростях начали применять более сложные формы — в виде «фары», как на советских «Союзах», или в виде конуса, как на американских «Аполлонах». Ну а потом, уже на американском «Шаттле» и на советском «Буране», пришли к варианту «кургузого» самолетика с небольшими крыльями, который уже мог легко маневрировать в гиперзвуковом потоке и использовал керамику и углеволокно для тепловой защиты своей конструкции.
Во время катастрофы челнока «Колумбия» была продемонстрирована наглядно и вся опасность гиперзвука: одна-единственная отпавшая керамическая плитка в неудачном месте привела к тепловому удару и расплавлению всей несущей конструкции крыла американского «Шаттла».
В итоге, практически единодушно в мире пришли к заключению о том, что гиперзвуковые аппараты будут беспилотными и без экипажа. На гиперзвуковых скоростях пилот уже мало на что может влиять — просто не успеет, а любой огрех в конструкции практически неизбежно приведет к гибели экипажа.
Поэтому космонавтов и астронавтов все же оставили пользоваться гиперзвуковыми режимами полета (вынуждено — но без этого в космонавтике никак), а вот остальные проекты по гиперзвуку оставили только военным, закрыв все перспективные проекты гиперзвуковых пассажирских самолетов. Хотя еще в конце 1980-х американцы хотели сделать гиперзвуковой пассажирский самолет, который смог бы долететь от Лос-Анджелеса до Токио за каких-то два часа.
Гиперзвуковое оружие: первый акт
Военных в гиперзвуке, конечно же, привлекает скорость. Если пассажирский самолет может долететь от Лос-Анджелеса до Токио за два часа, то гиперзвуковая ракета долетит от Средиземного моря до Москвы за полчаса. А от Черного моря — и того быстрее, минут за пятнадцать. Если при этом ей скомандовать поразить штабы и государственные учреждения — ответный удар может и запоздать, а потом уже можно бить дезорганизованного противника по частям, убрав верховный палец с «ядерного чемоданчика» российского оружия возмездия.
Именно на таком сценарии основывается американская концепция «молниеносного глобального удара», которая, в том числе, предполагает использование быстрых гиперзвуковых ракет, которые гораздо труднее обнаружить и сбить, нежели заметные МБР. Массированный пуск таких ракет в самом деле может оказаться труднопарируемой угрозой: страна-жертва в этом случае должна действовать столь же быстро, иначе ее военная и государственная структура может быть уничтожена, а с оставшимся сопротивлением справится и контингент миротворцев, прикрытый от ответного удара системой американской глобальной ПРО.
Разумным ответом России и Китая на такую военную доктрину Пентагона стало создание своего гиперзвукового оружия, на первом этапе — не в виде гиперзвуковых ракет, но в качестве маневрирующих гиперзвуковых блоков.
Как уже было сказано, все блоки МБР при возвращении на Землю вынужденно летят с гиперзвуковыми скоростями, поэтому дело оставалось за малым — превратить конусы боевых блоков в маневрирующие гиперзвуковые «самолетики», которые могут уйти от любых перехватчиков системы ПРО. Именно по такому пути пошли и Россия, и Китай, которые испытали свои варианты гиперзвукового оружия, оснастив МБР маневрирующими боевыми блоками.
Такие блоки уже стоят на новейшей российской ракете «Ярс» и во многом нивелируют доктрину американского «молниеносного глобального удара»: несколько таких ракет смогут легко прорвать любые эшелоны ПРО и нанести противнику неприемлемый ущерб.
Прошлое как основа для будущего
В конце существования СССР советский военпром вплотную подошел к созданию серийной гиперзвуковой ракеты с гиперзвуковым прямоточным реактивным двигателем (ГПВРД). В конце 1980-х – начале 1990-х годов в СССР были успешно испытаны экспериментальные гиперзвуковые ракеты «Холод» и «Холод-2», которые впервые смогли с помощью собственных воздушно-реактивных (а не ракетных) двигателей преодолеть гиперзвуковой барьер.
В середине 1990-х годов американцы, начав разработку своих гиперзвуковых ракет, получили доступ к документации «Холода», на основании которой ими были произведены и свои опытные летательные аппараты. В настоящее время, в рамках реализации уже упомянутой программы «молниеносного глобального удара», Пентагоном было образовано объединенное управление по гиперзвуку, к работе подключены крупнейшие промышленные компании. Американцы уделяют огромное внимание этому вопросу: их гиперзвуковая ракета Х-51 Waverider, представляющая собой уже предсерийное изделие, в 2013 году достигла скорости в 5,1 Маха и удерживала ее на протяжении 240 секунд.
В России, по утверждению Бориса Обносова, тоже вовсю развернуты работы по аналогичным боевым системам. Согласно предыдущим сообщениям, проектируемая гиперзвуковая ракета носит условное название «Циркон» и будет базироваться на предыдущих разработках КТРВ и других российских организаций ракетного профиля, продолжая инженерные и конструкторские наработки, берущие начало от того же советского «Холода».
Конечно, пока все технические и боевые параметры будущего «Циркона» — это государственная тайна. Но одно понятно точно — российский гиперзвук уже «вернулся с холода». И теперь ему надо выдержать напор гиперзвуковой плазмы, став надежным щитом страны от любого «мгновенного удара».
riafan.ru/558880-rossiya-porazit-mir-giperzvukovym-oruzhiem-v-chem-ego-sut-i-zachem-ono-nuzhno 27.09.2016, 12:11
|