Видео Polit Russia: Boeing 737 MAX запретили в ЕС
Как быстро очнётся Boeing 737 MAX?
chervonec-001.livejournal.com/2740569.html 17.03.2019, 04:01
Boeing объявил, что планирует выпустить обновленное программное обеспечение для систем, применяемых в ее самолетах Boeing 737 MAX, в течение 7–10 дней
Очень интересная новость с учётом того, что исправить врождённые проблемы авиалайнера американцы пробуют обыкновенной "перепрошивкой" программного обеспечения (ПО). Программу изменить за десять дней – не проблема. Но! Доказать надо, что новая система заработает и Боинги перестанут падать. А это дело не 7-10 дней.
- Представляю вопрос пассажира стюардессе при посадке в самолет:
- - А ваш Боинг с новой или старой прошивкой?
Любое изменение в конструкции или ПО самолёта, влияющие на безопасность полётов, должно быть подтверждено испытаниями и сертифицировано. Сначала в сертификационном центре страны, потом в международном. Это не один и не два месяца. А переобучение пилотов?
Некоторые сейчас спросят: "А зачем же пилотов переобучать? Лайнер ведь тот же?"
На первый взгляд может показаться, что вы правы. Но!
Boeing в своё время поэтому и не стал разрабатывать с нуля новый авиалайнер, т.к. стояла задача побыстрее откусить рынок у Airbus. На разработку нового воздушного корабля пришлось бы затрать минимум лет 10. Опять таки время на сертификацию, плюс обязательное переобучение пилотов. А это потери рынков, прибылей. А так вроде очередная модификация, где подложили старые сертификаты, дали пилотам прочитать пару новых параграфов в талмудах и всё чики-пуки.
Но так было только в прожектах разработчиков корпорации Boeing. В реальности лайнер приобрёл врождённую и неизлечимую болезнь.
В имеющийся планер оказалось невозможным вставить новый движок и при этом сохранить статическую устойчивость. Поменялась вся центровка планера. На некоторых штатных режимах Макс оказался статически неустойчив. "Штатных режимов" – это ключевые слова. В таких режимах Макс 8 стал склонен к выходу на большие углы атаки и последующему сваливанию.
На статически устойчивом самолете (см. верхний рисунок) балансировочный угол стабилизатора отрицательный, то есть в полёте стабилизатор всё время создает направленную вниз силу, уменьшающую суммарную подъемную силу планера, что приходится компенсировать большей площадью крыла, что тянет за собой увеличение веса конструкции, больший расход топлива и т.д.
На статически неустойчивом всё наоборот, стабилизатор создает подъемную силу, то есть можно уменьшить площадь крыла, сократить массу планера, расход горючего, а это уже прямая экономия.
Да, есть вполне успешно летающие самолёты, которые вообще во всех штатных режимах неустойчивы. Более того, неустойчивы настолько, что без электроники в принципе летать не могут, даже самый опытный летчик не справится. Но – летают.
Но это боевая авиация, где и пилотов обучают исходя именно из таких свойств и режимов полёта самолёта. А тут пассажирский лайнер!
И тут сам по себе вопрос – кто и почему для пассажирского самолёта это допустил? Пассажиров возить на статически неустойчивых самолетах это конечно перебор. Однако это ещё цветочки. Ягодки в другом – в статически неустойчивом самолёте датчики НЕ РЕЗЕРВИРОВАЛИСЬ!!!
Чтобы задёшево решить задачу разработчики Boeing просто написали специальное ПО из-за чрезмерного задирания носа, что бы оно контролировало этот момент и само предпринимало действия по выходу из такой ситуации. При этом ПО никогда не отключается и когда выходит из строя датчик(и), которые опрашиваются этим ПО, то кирдык самолету.
В итоге "автомобиль марки Boeing" на хайвее пытается ехать куда ему хочется, а когда вы пытаетесь это дело вырулить напрямую, он вам не дает. при этом в инструкции об подобной фиче ничего не написано. А чтобы отключить бортовой компьютер и рулить самому, надо сделать реальный прыжок с подвертом, так как это тоже непросто.
А если при этом (извините за плоский юмор) вдруг в полёте загорится :
"Система устанавливает обновления (5%)
Не выключайте компьютер!"...
Что тогда делать?
Спрашивается, чтобы подобного не происходило, кто мешал Боингу задублировать, затроить датчики? Кто мешал Боингу написать, отладить, оттестировать без спешки нормальные алгоритмы управления? Кто мешал Боингу учить пилотов действовать в ситуации выхода на "неустойчивый" режим? Макс8 все же не Су-35 или B2 – никакого технологического запределья нет.
Похоже инженеры Boeing утеряли те грани, когда существует ответственность за свои действия, а когда возможность черпать прибыли.
Чем всё закончится?
Boeing поскорее постарается залатать "дыры" с большего и запустить лайнер снова в полёт. Только будет ли вопрос решён качественно? Если тяп-ляп за месяц, то сомневаюсь.
Каждый опытный программист знает, что любое обновленное ПО по числу ошибок может превзойти старую версию, каждое исправление ошибки может быть источником или причиной новых ошибок и т.д. Очевидно, что исправления вносить надо, но это не делается быстро, тем более в такой области, как управление самолётом.
Для тестирования должны загрузить самолёт своим высшим руководством и разработчиками ПО и как можно чаще взлетать, садиться, набирать высоту, создавать ситуации... ни в какую другую сертификацию я не поверю!
А вот если за год, вдумчиво отработают систему, пилоты пройдут необходимую подготовку управления этим самолётом без участия компьютера, тогда в Boeing возможно и смогут обеспечить неповторение случившихся катастроф. Но факт в том, что даже сегодня этот авиалайнер находится на сырой стадии бета-тестирования. Так может сделали бы тогда скидки на цену билетов для сотен тысяч, а то и миллионов бета-тестеров???
Европейские страны закрыли своё воздушное постранство для самолётов Boeing
chervonec-001.livejournal.com/2732336.html 12.03.2019, 21:01
После катастрофы Boeing 737 MAX8 в Эфиопии, ряд стран европейских стран (Великобритания, Франция, Германия, Австрия и Италия) объявили о закрытии воздушного пространства для этой модификации самолётов Boeing.
К запрету эксплуатации этого типа воздушных судов присоединились Эфиопия, Индонезия, Китай, Малазия, Австралия, Сигапур, мексиканцы, норвежцы, бразильцы, на них отказываются летать аргентинские пилоты...
Что не так с этими Боингами? Мало ли самолётов раньше подало? Сейчас расскажу в двух словах.
В 2010 году Airbus выкатывает новый Airbus A320neo, узкофюзеляжный самолёт с новыми двигателями, которые обеспечили снижение потребления топлива сразу на 15%.
В следующем году на авиашоу в Париже Airbus набирают больше 1000 заказов на этот самолет (рекордное число заказов на то время), включая 260 бортов для американских авиалиний. Boeing впадает в прострацию - такого никогда не было, чтобы американцы покупали самолеты в ЕС! и начинает срочно разрабатывать новый 737.
Чтобы догнать европейцев и достичь требуемой экономии топлива, в своей новой модификации воздушного судна американцы увеличивают диаметр двигателя, который при этом, понятное дело, становится и более тяжелым. Из-за новой геометрии двигателя пришлось монтировать выше и ближе к носу самолета.
Чтобы компенсировать нарушенную развесовку инженеры Боинга решили убрать создавшийся дисбаланс цифровыми методами, используя специальную программу для бортового компьютера судна. Но как оказалось, теперь новый самолет без помощи компьютера и летать-то не может. МАЛО ТОГО, Boeing еще и "забыл" рассказать пилотам в инструкциях об этом. И этим, как видим, вырыл яму этим. Управляемый "искусственным интеллектом" самолёт склонен к тому, чтобы срываться в неуправляемое пике и пилот при этом ничего не может поделать.
Встаёт вопрос – что делать?
Тем временем управление гражданской авиации США заявило, что считает Boeing 737 MAX пригодным для полетов. Это ожидаемое решение, ведь Boeing уже продал 350 штук новых 737, включая МАХ-8. И если завтра Боинг заставят приземлить 350 штук, которые уже в эксплуатации, возможно, что на длительное время, то кто будет платить неустойку?
Но это ещё малая часть беды. Корпорация уже набрала заказов на 5000 бортов. При средней цене за штуку $117 млн., рынок заказов... да, да, вы не ошиблись! Полтриллиона долларов! В отличии от Apple, Amazon и т.д., это один из последних реальных движителей экономики в США.
И Европа нашла обоснованный повод как минимум притормозить своего главного конкурента. Будем посмотреть, что и как будет дальше. Но пока я бы поостерег всех летать на новых самолётах Boeing, пока они реально не разберутся с возникшими у них серьёзными проблемами в эксплуатации новых бортов, а не формально, с целью сохранить себе заказы и прибыли.
|