Дмитрий СКВОРЦОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 21.02.2019
Министр украинской культуры униат Ныщук удовлетворил прошение своего единоверца, главы «Украинской грекокатолической церкви» (УГКЦ) Шэвчука о проведении службы в святыне русского православия Софии Киевской.
«Мы сможем отправить Божественную Литургию в соборе Святой Софии в Киеве, заявил[1] униатский «патриярх». – Поэтому я торжественно провозглашаю паломничество всей нашей церкви в собор Святой Софии в Киеве в этом году 7 апреля».
Объявление паломничества в Киев здесь не менее важно, чем сам факт еретической богопротивной службы (известно кому) у православного престола. Этим униаты Ныщук, Шэвчук и проч. (имя им легион) напоминают: «София – наша святыня и Киевские горы – наши святые места».
«Что значит “напоминают”?!! – воскликнет читатель. – С каких это пор русский православный Собор XI века – униатский, если сама уния стряслась на Юго-Западной Руси лишь в XVI в., а в Киев униаты пролезли вообще спустя полтысячи лет после строительства Софии?»
Однако, чтобы задать такой вопрос, нужно знать историю своей родины. У униатов же история – иезуитская. Называется она «История Киевской цэрквы». И умещается в одно предложение: поскольку, дескать, Владимирово Крещение состоялось за полвека до «великого раскола» 1054 г., «Киевская цэрква» находилась в двойном подчинении – у Константинополя как Церкви-Матери и у папы Римского как верховного правителя над всеми поместными церквами. Отсюда вывод – уния является той самой «Киевской цэрквой Володымырового крещения», поскольку сохранила и прямое подчинение «наместнику Бога на земле» (папе), и византийскую обрядность.
Пургу эту мы развеяли[2]. Только многим ли сейчас в Киеве нужна правда? Объявляя паломничество к местам «изгнания униатов со своей святой земли московскими оккупантами после Переяславской рады», униатская информслужба напоминает о словах Шэвчука: «Киевская София по сей день является красноречивым символом первичной целостности единой и неделимой Киевской цэрквы».
Освежим память униатов. Напомним им об их рассеянии с «исконной земли обетованной». Случилось это отнюдь не после воссоединения части Малороссии с Великороссией, а при польском королевиче Владиславе IV. Запорожское казачество в полном составе записалось в киевское православное братство и тем показало королевичу, что святыни на поругание не отдаст. 1 ноября 1632 г. Владислав был вынужден подписать «Пункты умиротворения обывателей греческой веры».
Специально для украинствующих приведём соответствующие пункты в изложении[3] Грушевского (3-й раздел 8-го тома «Истории Украины-Руси»):
«[Православный] Митрополит киевский будет выбираться по старым правам духовенством и светскими людьми Короны и в. кн. Литовского, а не униатами… Митрополит получает Софиевскую кафедру с ее землями».
Униаты, правда, пытались сопротивляться на том основании, что папа отказался подтвердить «пункты умиротворения». Однако киевляне не питали пиетета к папиным буллам. Тот же Грушевский описывал события в Киеве в июле 1633 г.:
«Его (Петра Могилы) люди тем временем занялись оккупацией Софиевской кафедры. Мужиловский, Косов и Почаский, собрав мещан, бояр, казаков и крестьян монастырских, с разным оружием приехали к Софиевской церкви… Без сомнения, столь решительное наступление нового митрополита не могло не создать достаточно хорошее настроение в Киеве даже и среди неблагосклонно к нему настроенных элементов (многие тогда подозревали Могилу в криптокатоличестве и даже готовы были сжечь его знаменитую коллегию[4], структурно устроенную по западному образцу. – Д.С.)».
«Это, – пишет[5] Грушевский в другой работе, – только увеличило славу Могилы как человека, который умеет сильно постоять за добро для православной церкви… Киевляне, духовенство, окрестная шляхта украинская (sic) радостно приветствовала Могилу торжественными встречами, речами, стихами и школярскими овациями. В его лице праздновали свою первую национальную победу по стольким годам уныния, неволи и принижения».
14 марта 1635 г. (за 9 лет до Переяслава) польский сейм принял постановление, по которому униаты освобождали ещё и Выдубичский монастырь, «и это имело для них [киевлян] ту приятную сторону, что униатская иерархия совсем выходила из Киева».
Об особой любви киевлян ко «своим исконным пан-отцям от Владимирового крещения» свидетельствовал в 1618 г. и униатский «митрополит Киевский», поясняя, почему он не суётся в «свой престольный город»: «Большим препятствием унии в Киев является новое братство, основанное схизматиками три года назад в Киеве без привелея его милости короля… Следствием этого с самого начала было то, что утопили митрополичьего официала, потом выкрали его слугу с деньгами, который собирал двойной побор, вывели его в дикое поле и приковали к пушке; также теперь похитили и неведомо куда дели единственного попа-униата».
Вот она – вся уния в Киеве. При этом София, занятая униатами спустя пять лет после брестского лжесобора, вскоре была киевлянами отбита и лишь в 1610 г. «окончательно» – аж на 23 года – закрепилась за унией (за это время униаты привели монастырь в запустение, ставшее для святителя Петра пожизненной головной болью[6], равно как униатское разорение Выдубичского для свт. Феодосия Черниговского[7]).
«Это насилие (захват униатам Софии в 1610 г. – Д.С.) возбудило в Киеве всеобщее негодование…а козаки в 1618 г. пустили даже Грековича (того самого официала «митрополита Иосифа Рутского» –Д.С.) под лёд», – читаем в журналах исторического Общества Нестора Летописца при киевском университете Святого Владимира.
Таким образом, до «повернення патріяршого осідку» Гузаром в 2005 г. униаты находились в Киеве менее 30 лет из 1030 лет христианской истории Матери городов русских. Территорию Софиевского монастыря вытаптывали они и того меньше – лет двадцать пять.
Пару лет, правда, униаты отсвечивали в Киеве при гитлеровской оккупации. При гитлеровцах у будущего кардинала Слипого и возникла мечта, изложенная его «завіщанні»: «Похороните меня в нашем Патриаршем Соборе Святой Софии… Сложите мою могилу в подземельях обновленного собора Святой Софии».
«Обновлённого», это, очевидно, очищенного от исконных «наслоений»
С приходом же незалежности впервые заговорили об «исконной униатскости» Софии накануне визита на Украину папы Войтылы в 2001 г. Униаты из числа парламентариев подготовили законопроект «О реабилитации УГКЦ», которым предусматривал[8]ось[8] «возвратить» униатам основанные за столетия до Брестской унии Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Софию Киевскую и все другие «национальные святыни, построенные или принадлежавшие УГКЦ». Госкомрелигии (куда глава парламентского комитета по культуре и духовности Л. Танюк направил законопроект) посчитал такую законодательную инициативу… несвоевременной.
«Своевременной» инициативу по «возвращению Софии» сочли с приходом к власти Ющенко. В ноябре 2005 г. униатская общественная организация «Христианская Украина» провела[9] на Софийской площади молебен «за объединение украинских христиан». Главным условием «объединения» посчитали… передачу собора униатам. «С чего взяли, что Софию строили православные? – заявили организаторы. – На самом деле тогда была единая церковь, которая подчинялась престолу папы римского. То есть исконно мы крещены как католическая держава».
А через пару месяцев в Софию попытались пролезть уже первые парохи, как прихожане-униаты называют своих настоятелей. Сначала никому не известная общественная организация объявила, что привезёт в Софию копию Туринской плащаницы, а потом оказалось, что парохи откроют выставку «общей молитвой представителей разных конфессий».
«Свои планы они держали в тайне, надеясь, что православная общественность будет поставлена перед свершившимся фактом надругательства над своей святыней», – сообщила[10] пресс-служба УПЦ (МП).
Сразу же с заявлением[11]«по поводу попытки грекокатолической церкви нарушить общественный покой путем проведения экуменического “богослужения” в соборе Святой Софии» выступил Союз православных братств, возглавляемый Валентином Лукияником:
«Святая София с княжеских времен является кафедральным собором киевских митрополитов и великой святыней православного народа Украины. В алтарной абсиде собора находится древнейший чудотворный образ Покровительницы нашего народа – Пресвятой Богородицы Нерушимой Стены – Оранты. Именно с изгнания из Святой Софии униатов, которые забелили на её древних мозаиках православные греческие надписи, началась национально-освободительная борьба нашего народа против польско-католических поработителей. Сегодня грекокатолики, которых в Киеве и тысячи не наберется…, решили создать прецедент для последующих претензий на Святую Софию. Потому что, как известно, именно в этом храме завещал себя похоронить униатский “патриарх” Иосиф Слипый… Особенно смущает то, что в качестве троянского коня они решили использовать изображение плащаницы Господа и Бога нашего Иисуса Христа – оставляем это на совести папы Бенедикта XVI и кардинала Любомира Гузара. Мы терпели и молились, когда наша власть отдала грекокатоликам православные храмы на Подоле и на Аскольдовой могиле, но в Святую Софию киевляне этих пришлых не пустят!»
В итоге Гузар отказался[12] от проведения выставки и молебна.
Увы, к середине ющенковского правления УПЦ (МП) в лице сервильных представителей её священноначалия отстранилась от православных братств, оттеснила их в маргинальное положение, и теперь защищать интересы Церкви в общественном поле практически некому. В феврале 2017 г., через четыре сотни лет после того, как святитель Пётр Могила вымел униатов из Софии, последние осквернили-таки святыню своим присутствием. Некое Общество украинских студентов-католиков «Обнова-Киев» провели в монастыре, где расположены могилы киевских митрополитов, включая мучеников, «украинские вечерницы». «Молодежь продолжила вечерницы громкими колядками, народными песнями, и танцами, – сообщает сайт «киевской архиепархии УГКЦ». – Во время вечера проходили различные конкурсы, мастер-классы народных танцев, театральные постановки игры и забавы. Особыми гостями вечеринок стали: группа “Божичи” и “Громыця” (судя по названиям, языческого культа. – Д.С.)».
Всё это было пробными камешками.
Вскоре после проведения в Софии молебна, посвящённого обретению «томоса», участвовавший в нём Шэвчук дал понять[13], что «пока первоначального единства ныне разделенной Киевской Церкви нет… ни одна из Церквей-наследников этой церкви не может единолично занимать древний собор Премудрости Божией Софии Киевской».
Теперь же, после того как в нарушение конституционной нормы об отделении Церкви от государства Порошенко провёл в Софии «Объединительный собор Святейшей церкви Украины», а минкульт позволил этой «СЦУ» провести там свой «синод[14] », униаты громко заявили о своих претензиях на святыню. Ведь украинское государство в лице униата Порошенко[15] и его униатской камарильи именно унию признаёт самой украинской и единственно канонической церковью.
И понятно, кого из «наследников Киевской цэрквы» съедят на этом пути к «восстановлению единства». Одно можно сказать точно – пока существует самостийная Украина, каноническая церковь в свою обитель не вернётся. Да и нельзя теперь без переосвящения.
Дмитрий СКВОРЦОВ
fondsk.ru/news/2019/02/21/uniatskaja-sluzhba-v-sofii-kievskoj-47647.html 21.02.2019
Ссылки
|