crimsonalter.livejournal.com 12.03.2018 14:59
Заметка на полях о кошмарах американских генералов и адмиралов
Министр военно-морских сил США, Ричард Спенсер, пожаловался конгрессменам на то что китайцы "используют капитал в качестве оружия" и что это очень плохо. Американцы, видимо, считали, что формула "капитал = оружие" – это их какое-то секретное ноу-хау до которого никто не додумается [4].
На то что КНР скупает аэродромы и порты по всему миру пожаловался и командующей морской пехотой Роберт Неллер, который заявил, что "китайцы хотят победить без боя" (Невероятно. Кто бы мог подумать, что китайцам такое может прийти в голову? Ведь это только американские военные в Вест Пойнте читали книжку "Сунь-цзы для чайников", да?)
Страхи и жалобы на поведение России – чуть более традиционные. Министр военно-морских сил Спенсер признался, что ему "не дают спать" мысли о российских подводных аппаратах, видимо подразумевая тот самый подводный дрон, о котором рассказал Путин в своем послании. Ну да, радиоактивное цунами кого угодно напугает. Можно считать, что презентация Путина точно достигла цели. Что называется, achievement unlocked – "Лишить сна американский генералитет". Из окон, правда, они еще не прыгают (как один из американских политиков времен "холодной войны"), но все еще впереди.
monetary-policy.livejournal.com 12.03.2018 13:18
Китай скупает портовые мощности по всему миру
Китай крупнейший мировой экспортер и второй по размерам импортер. Для крупнейшего в мире экспортера критически важно контролировать перевалочные мощности, поэтому Китай активно покупает порты по всему миру.
В настоящее время Китай владеет портовыми мощностями в 34 странах и еще в 8 странах приобретение портовых мощностей планируется (см. карту).
— красные точки это действующие порты, синие – это порты, которые китайцы активно развивают, желто-зеленые – это порты, приобретение и развитие которых планируется.
На карте видно, что наиболее активно Китай ведет экспансию в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. Но также пытается приобретать порты в США. Пока США разрешают покупать китайцам только мелкие пакеты и только через европейские юридические лица. В частности в 2013 году China Merchant Group купила компанию Terminal Link и таким образом получила доли в портах Хьюстона и Южной Флориды.
С середины 2016 по с середину 2017 годов Китай объявил о начале реализации 9 инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры в 9 иностранных портах на сумму 20 млрд. долларов.
Китай скупает портовые мощности через 2 государственные компании – Cosco Shipping и China Mercant Group. Раньше они специализировались на морских перевозках, но теперь Компартия дала им другой ориентир – инвестировать в портовую инфраструктуру. Портовые мощности это более маржинальный бизнес, плюс портовые мощности позволяют контролировать рынки сбыта. Т.е. если ты контролируешь порт, то выкинуть твоих производителей с внутреннего рынка проблематично.
В Европе Китай контролирует уже 10% всей портовой инфраструктуры для перевалки контейнеров[1]. В начале десятилетия это бы 1%, а в начале 2017 года 6,5%. Т.е. экспансия сейчас находится в самой активной фазе.
Есть 3 приоритетных коридора транспортировки грузов, внутри которых Китай скупает порты:
— в Европу через Индийский океан и Средиземное море
— В Австралию через Индонезию
— в Европу по Северному Морскому Пути
В рамках строительства первого коридора Китай строит порты Гвадар (Пакистан), Коломбо, Хамбантота (оба – Шри-Ланка), Пирей (Греция), Саид (Египет), Евромакс (Голландия), Валенсия (Испания), Зебрюгге (Бельгия).
В рамках строительства второго коридора Китай строит порты Дарвин, Ньюкасл, Мельбурн (все – Австралия), Танжунг Приок (Индонезия). Австралия интересует Китай и как рынок сбыта, и как источник сырья (уголь, скот).
Третий коридор пока только проектируется. Он предполагает приобретение портовых мощностей в Архангельске, Владивостоке, Клайпеде и Киркенесе (Норвегия).
Таким образом понятны 2 основных стратегических направления экспансии Китая: это Европа и Австралия. Также понятно что Китай собирается стать ведущей морской державой, как Англия в 19-м веке.
Европейцы, естественно, не в восторге от экспансии Китая в Европу. В частности 10 января сего года Эммануэль Макрон призвал страны ЕС выработать правила, препятствующие приобретению китайцами транспортной инфраструктуры в Европе[2]. В сентябре 2017 года о том же возопил Юнкер[3]Но, думаю, их вопли ни к чему не приведут. Китай в итоге возьмет под контроль Европу. Кстати, это в интересах самой Европы.
Ссылки
|