Оригинал Александр Ситников , «Свободная пресса» – svpressa.ru 20.09.2017, 07:34
США столкнулись с нехваткой денег, ресурсов и людей при реализации программы «355 военных кораблей»
Всё больше американцев, которые на выборах голосовали за Трампа, называют его болтуном. После того, как строительство «Великой мексиканской стены» столкнулось с непреодолимыми техническими, юридическими, законотворческими и финансовыми трудностями, нынешний глава Белого дома, скорей всего, нарушит свое второе ключевое обещание, данное избирателям — нарастить флот США до 355 кораблей.
Сегодня Соединенные Штаты, напомним, располагают 275 военными судами, что на 4 единицы больше, чем в 2015 году. И это не идет ни в какое сравнение с флотом времен Рейгана (600 кораблей).
Итак, по плану Трампа, в ближайшие восемь лет флот США должен пополниться 80 новыми кораблями, включая 2 авианосца, 17 эсминцев типа «Арли Берк» с системой Aegis и 16 субмарин класса «Вирджиния». Однако за этот срок придется списать 49 кораблей. То есть даже если Америка будет строить по 10 судов в год, достичь поставленной цели к концу своего срока президент не сможет в любом случае. Ему нужно найти деньги и ресурсы еще на 44 корабля.
Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, команда Белого дома рассматривает вопрос о капремонте пяти старых крейсеров, годных разве что на металлолом. Это позволит продлить их ресурс еще на 10 лет, правда, исключительно в резерве. Смущает и цена модернизации, с учетом проектных работ — $ 300 млн. за единицу. По американским меркам, слишком мало, чтобы сделать из старья что-то серьезное. Еще предлагается не отправлять в утиль 9 стареньких тральщиков, тоже слегка реконструировав их. Все равно не хватает 30 единиц.
Из ежегодных $ 54 млрд., на которые пополнился военный бюджет США, Пентагон сможет увеличить траты на строительство новых кораблей только на $ 10 млрд. в год, хотя американские адмиралы требуют $ 33 млрд., в том числе и для воздушного сопровождения будущего флота США. Только на эти цели потребуется закупить 225 новых самолетов.
По идее, президенту США придется внести поправки[1] в Закон о контроле над бюджетом и защите бюджета. Однако республиканское большинство в Сенате сократилось с 54 до 52 мест, поэтому нужно заручиться, по крайней мере, согласием еще восьми сенаторов-демократов, чтобы изменить пороговые рамки по расходам, действующие до 2021 года. Учитывая непримиримое отношение Демпартии к Трампу, вряд ли такое возможно, отмечает[2] издание Roll Call (освещающее события законотворческой жизни в Вашингтоне — авт.).
Вероятно, именно поэтому нынешний глава Белого дома, как с цепи сорвался, обвиняет во всех смертных грехах Китай, Россию, Иран и Северную Корею. Но что интересно, демократы в упор не видят угрозы со стороны РФ и КНР, хотя еще год назад утверждали обратное.
В этой связи бюджетное управление Конгресса проанализировало сроки, необходимые для реального выполнения программы «355». Законодатели пришли к выводу, что потребуется 15 лет, чтобы выйти на численность флота, заявленную Трампом[3], и то если перераспределить финансы, сдвинув вправо сроки по строительству атомных субмарин.
Есть еще одно «но». Адмирал Билл Моран, отвечающий за надзор военного кораблестроения, проговорился о двух больших проблемах на пути к заветной цифре 355 — это, во-первых, нехватка квалифицированных рабочих, и, во-вторых, исторически низкий уровень объемов производства судостроительных заводов, а также ограниченные ресурсы их поставщиков, прежде всего ядерного топлива.
В частности, два крупнейших американских судостроителя — General Dynamics Corp (GD.N) и Huntington Ingalls Industries Inc (HII.N), уже наняли 6 тысяч рабочих, однако необходимо еще 15 тысяч специалистов. Управляющие верфями жалуются, что эмигранты, да и многие коренные американцы нынче не те, что были раньше. Работать они, как волы, не хотят и не могут. И вообще на подготовку кадров уйдет, как минимум, пять лет (а на сварщиков подлодок — не менее 7 лет). Более того, менеджеры GD. N и HII. N сомневаются в политической воле следующих президентов, поэтому заняли выжидательную позицию.
Даже если деньги будут выделены в полном объеме, американские верфи в течение 8 лет имеют потенциал строительства, сверх уже имеющего плана, еще 29 судов, тогда как потребуется[4] спустить со стапелей не менее 70 кораблей, с учетом штатовских стандартов списания военной техники.
Впрочем, не только рабочих, но и матросов тоже не хватает. А ведь нужно найти где-то дополнительные 77 тысяч моряков и еще $ 8,2 миллиардов в год на плату их ратного труда.
Директор программы Азиатско-Тихоокеанской безопасности Центра новой американской безопасности Патрик М. Кронин в этой связи заявил, что он не знает, как США смогут решить эту проблему. По его мнению, флот, напротив, нуждается в сокращении. И чем это быстрее произойдет, тем будет лучше для Соединенных Штатов, поскольку четыре крупных инцидента в 2017 году связаны, прежде всего, с низкой квалификацией и плохой дисциплиной.
Так, 31 января ракетный крейсер класса «Тикондерога» сел на мель недалеко от порта его приписки Йокосука. Еще один ракетный крейсер этого же класса 9 мая столкнулся с южнокорейским рыболовным судном, а 17 июня ракетный эсминец типа «Арли Берк» был протаранен сухогрузом, погибли 7 человек. 21 августа опять случилось столкновение – на этот раз ракетного эсминца «Джон Маккейн» с танкером, и опять смерть 10 матросов. С учетом того, что только 100 кораблей США одновременно находятся в море, статистика выглядит удручающе. Кстати, в докладе[5] об одной из этих катастроф говорится о неадекватном поведении матросов. Вместо четкого реагирования на кризисную ситуацию они кричали «спасайтесь, кто может».
Все дело в том, что все меньше молодых американцев стремятся на флот. Среди белой молодежи сегодня преобладают легкомысленные тинейджеры или физически нездоровые юноши, из других крупных общин — афроамериканской и латиноамериканской — вообще мало кто идет в армию. Служить и тем паче воевать никто, кроме политиков, не хочет.
В итоге нынешние ВМС США имеют острые проблемы с численностью экипажей, что уже привело к 108-часовой средней продолжительности рабочей неделе матросов, констатирует Патрик М. Кронин. Он напоминает, что англичане по этой причине были вынуждены сократить свой флот, введя для офицеров и матросов аттестацию по стандартам Международной морской организации обучения, сертификации и несения вахты. Мол, пусть будет меньше, но лучше. Лондон давно уже понял, что с военной техникой нет особых проблем, зато крайне мало британцев, готовых умереть за интересы политиков.
Джерри Хендрикс, руководитель программы по стратегии обороны Центра новой американской безопасности, комментируя программу Трампа, отметил[6], что, «к примеру, американский боевой корабль прибрежной зоны типа Littoral Combat Ship имеет ряд технических проблем и конструктивных недостатков, чтобы быть надежным в боевых ситуациях. В целом, многие американские корабельные проекты последних поколений оказались неудачными». Эксперт, впрочем, не отрицает, что, возможно, скоро появится новый план, который изменит типаж кораблей в сторону меньших размеров, но не хуже вооруженных. И тогда заветная цифра «355» будет достигнута.
То есть это ровно тот путь, который выбрала Россия.
Ссылки
|