Андрей Резчиков,Михаил Мошкин , Деловая газета «Взгляд» – vz.ru 30.03.2017 22:05
Европейская политика мультикультурализма дала неожиданный побочный эффект. Китайская диаспора, до сих пор самая закрытая и одновременно самая лояльная к властям любой страны, внезапно устроила беспорядки в Париже – и востоковеды называют это событие беспрецедентным. Что же произошло во Франции с доселе мирными китайцами и как это объяснить?
Семья гражданина КНР Ли Шайо, убитого полицейскими в Париже[1], попросила соотечественников – китайцев прекратить погромы в Париже. Об этом в четверг сообщает Би-би-си.
Беспорядки, устроенные представителями китайской диаспоры, начались во вторник, после того как 56-летний Ли Шайо был застрелен полицейскими. В ходе последовавших волнений, в которых приняли участие сотни представителей диаспоры, пострадали[1] трое стражей порядка. В полицейских летели петарды и бутылки, в ответ был применен слезоточивый газ. На произошедшее обратили внимание на международном уровне. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин во вторник сообщил, что Пекин внимательно следит за происходящим, и призвал к обстоятельному и непредвзятому расследованию.
Массовые беспорядки с участием представителей расовых и национальных общин, вспыхивающие после известий о «полицейском насилии», – не редкость. Достаточно вспомнить о волнениях чернокожих в американских Фергюсоне[2] и Балтиморе[3]. В самой Франции в феврале[4] и марте[5] прошли манифестации, некоторые из них переросли в столкновения с полицией. В Париже хорошо помнят о массовых беспорядках 2005 года, устроенных молодежью арабского происхождения. Но «китайский бунт» – это нечто новое.
Китайская диаспора, насчитывающая от 40 до 80 млн человек по всему миру (так, во Франции по официальным данным живет от 200 до 300 тыс. китайцев), считается хотя и трудно интегрируемой в среду «страны пребывания», но традиционно лояльной к местным властям. В некоторых странах Юго-Восточной Азии китайские эмигранты – «хуацяо» не только занимают ведущие позиции в экономике, зачастую составляют значительную часть населения, а в Сингапуре и вовсе 78% жителей. Во Франции большие общины появились в середине прошлого века – в Лионе, Марселе и собственно Париже, где вокруг проспектов Иври и де Шуази сформировался «парижский Чайнатаун», самый большой азиатский квартал в Европе. Что за перемена произошла с парижскими китайцами?
Рост самосознания на фоне успехов
Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов отмечает, что в отношении китайской диаспоры в Европе растут ксенофобские настроения. Он отметил, что в прошлом году убийство китайца в Париже уже спровоцировало представителей диаспоры выйти на многотысячный марш. В данном же случае картина произошедшего остается неясной. France: Protesters hurl barricades at police as clashes grip Paris for third night - YouTube – 29 мар. 2017 г.
«У китайцев растет национальное самосознание на фоне своих успехов. Но они чувствуют угрозу. Антиэмигрантские настроения в Европе отражаются в первую очередь на китайцах. В криминальной среде распространены представления о том, что это очень богатые люди, и часто они становятся объектом бандитских атак», – сказал Денисов газете ВЗГЛЯД.
Что касается китайских общин на Западе, то они, отметил Денисов, обычно живут обособленно. «Это следствие общинного характера этой миграции. Как правило, получается, что кто-то один переедет и тянет за собой родственников. Зачастую люди переезжают из одного региона Китая. Им так гораздо проще», – пояснил он.
Как изменяется диаспора
Серьезные изменения в структурах китайских общин происходят на Западе в целом. В них жесткая иерархия, базирующаяся на том, что любой приезжающий китаец вне зависимости от сословия и принадлежности к той или иной этнической группе получает помощь с трудоустройством.
«Как следствие он с самого начала выражает лояльность этой общине. Большинство китайцев не знают европейских языков. Это замкнутые сообщества, у которых чаще всего есть свои «черные кассы», старосты. Если брать традиционный вид китайской общины в Англии или во Франции, то они никогда не пытались активно выходить наружу, отстаивать права. Но первые звоночки были в Англии еще в 80-х годах, когда китайцы начали требовать, чтобы в местах их концентрированного проживания врачи могли обслуживать и на китайском языке. Вот сейчас мы можем видеть это в Париже. А следующая остановка – в Германии», – прогнозирует Маслов.
Другое изменение касается восприятия этих общин, которые ранее воспринимались как классические « триады[6] », то есть абсолютный криминал, наркотики, убийства, но сегодня это, если и присутствует, то в малой степени. Сейчас общины пытаются становиться финансовыми корпорациями, проводниками денежной политики КНР. И в этом заключается кардинальное отличие от русской общины в США, которая практически оторвана от современного российского бизнеса.
Ссылки
|