Василий НАКОНЕЧНЫЙ | 06.03.2017
Изменения во власти США дали простор для манёвра в разных регионах мира. Целая коалиция нескольких крупных ближневосточных государств и России, как отдельного игрока, не могли справиться с организованными, но всё же бандами ИГИЛ… Бандиты были не одни, за ними стояли более могущественные силы, чем сами орды новых басмачей.
Но вот 21 февраля «Рейтерс» сообщило[1], что США заморозили военную помощь т.н. вооружённой сирийской оппозиции, которая де-факто попадала к ИГИЛ, пусть и не прямо. Не прошло и недели, как лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади признал поражение т.н. Исламского государства в недавних боевых действиях. В послании аль-Багдади призвал сторонников укрыться в горных районах. Как передал канал Alsumaria со ссылкой на неназванный источник, свою речь террорист назвал прощальной. Речь идёт о поражении в Алеппо, взятии города Эль-Баб турецкой армией, действующей сейчас в союзе с Россией, и боях под Мосулом.
2 марта 5-й легион Сирийской арабской армии при поддержке российских советников, спецназа и ВКС взял потерянную несколько месяцев тому назад Пальмиру. Предыдущий штурм готовился и осуществлялся месяцами – этот прошёл с самыми малыми потерями за два дня.
Всё это произошло не только потому, что союзники усилили наступление на ИГИЛ и другие террористические группировки, оно не ослабевало, а потому, что США прекратили денежную и военную поддержку организованных банд.
В то же время из поля зрения новой администрации США стала уходить Украина, что тут же позволило Луганску, Донецку, Москве изменить ситуацию в Донбассе.
Речь об угольной блокаде и национализации
Россия сделала серьёзные и основательные шаги по решению проблемы войны в Донбассе, шаги на фундаментальном, политэкономическом уровне.
Реагируя на блокаду, РФ признала паспорта и документы ЛНР-ДНР. Далее непризнанные республики приняли изменения в своё налоговое законодательство, в котором теперь сказано, что все нерезиденты республик или платят налоги, или будут национализированы. Напомним, за три года войны, по данным Государственной фискальной службы Украины, эти предприятия заплатили десятки миллиардов гривен в центральный бюджет Украины, в бюджеты неподконтрольных ЛНР-ДНР Мариуполя и Северодонецка, а также в Пенсионный фонд Украины, из которого не платят ни копейки старикам Донбасса. Десятки миллиардов гривен перечисляли, получая обстрелы взамен!
В то же время Госдума РФ в первом чтении приняла закон, запрещающий переводы из России на Украину вне российских платёжных систем, которые в свою очередь ранее были запрещены на Украине. Эта ограничительная и ответная мера может значительно сократить поступления валюты от заробитчан, что ударит как по валютному рынку Украины, так и по финансовой покупательной способности её жителей. А национализация предприятий в ЛНР-ДНР закроет поступления валюты, что неминуемо отпустит гривну в падение. При этом валютно-денежные операции с ЛНР-ДНР продолжатся, так как, к примеру, ЛНР уже на своём законодательном уровне полностью вошла в рублёвую зону, что благотворно повлияло на устойчивость курса рубля.
Сама национализация проходит неуклонно, несмотря на сложности, в том числе недостаток подходящих кадров для этого. В полном смысле слова – это частичная национализация, частичная реприватизация, а также временное внешнее администрирование для перехода имущества в другую собственность.
К 4 марта с новой администрацией согласились работать практически все сотрудники бывшего во владении Ахметова «Укртелекома», аналогичный процесс идёт по другим объектам. В своём большинстве работники и управленцы предприятий активно помогают процессу национализации.
Видимо, это происходит потому, что сотрудники понимают неизбежность данных изменений. Очевидно, есть уверенность в том, что вопрос о национализации решен консолидированно.
Вопрос национализации – это вопрос Ахметова?
Суть вопроса даже не в Ахметове, а в устройстве экономики страны. Украина – это бывшая УССР, видоизменённая в политэкономическом устройстве. В УССР основой экономики были большие промышленные агломерации и кооперации как внутри республики, так и с союзными республиками. После 1991-го значительная часть кооперационных связей с Россией была разорвана, большое количество заводов и целых отраслей подверглись распилу и уничтожению. Но сохранились металлургические, энергетические и сопряжённые с ними цепочки, которые в значительной мере были сосредоточены в Донбассе, а после правления Кучмы оказались в руках корпорации СКМ Рината Ахметова. Фактически структуры Ахметова сосредоточили 70% угля страны, половину металлургии, более трети различной энергетики. То есть СКМ, а ещё точнее «Метинвест», – это структурное политэкономическое основание украинской государственности как таковой.
Это основание не трогали более трёх лет, с начала агрессии Киева против Донбасса. Планомерно исполнялись минские договорённости, кроме Киева. И только собственные действия киевского режима по разрыву собственного основания государственности, а также фактическая поддержка блокировки Донбасса со стороны правительства (или бездействие/бессилие, что равнозначно) привели к ответным шагам.
Важно понять, что ЛНР-ДНР не шли на разрыв этого основания, несмотря на все действия Киева.
Но Семенченко развязал руки…
Дальнейшие действия не трудно спрогнозировать. Ахметов – крупный конкурент на мировом рынке металла, в том числе для промышленных групп России.
В 2015-м «Метинвест» Ахметова уже объявлял дефолт и перевыпускал долговые бумаги. На «Метинвесте» и СКМ – крупные долговые обязательства. ЛНР и ДНР, пользуясь своей непризнанностью, способны перезапустить предприятия Ахметова с чистого листа, «без долгов». При этом долги без прибыли виснут на Ахметове, что опять ударит по конкуренту. Себестоимость металла и другой промышленной продукции – ниже, чем в России и на мировом рынке. При отсутствии таможенных сборов между Луганском/Донецком и Россией – себестоимость ещё ниже. Так, Украина покупала антрацит по 56 долларов за тонну, тогда как стоимость такого угля на международных хабах не менее 100. Теперь, благодаря Семенченко и бездействию Порошенко, этот же уголь будут продавать Украине через Белоруссию или прямо через Россию, так как везти его откуда-то всё равно дороже.
В итоге одни промышленные группы будут получать прямую прибыль от монополизации в металлургии и угле, другие – наладят экономическую самостоятельность непризнанных республик, сделав их полноправными независимыми игроками, с которыми придётся считаться.
Отметим, что и в таком варианте остаётся путь для возвращения в лоно минских соглашений. Даже в формулировке о признании документов ЛНР-ДНР сказано, что документы республик признаются «до выполнения минских соглашений». Другое дело, что сам Киев не хочет этого выполнения, а значит, сам толкает себя на развал в металлургии и энергетике.
До принятия решения о национализации предприятий ЛНР-ДНР Украина, как единый организм, все ещё существовала, несмотря даже на войну. После – уже нет.
И пусть пока только зажглись огни на «Донбасс Арене», пусть процесс национализации только начат, но открыта дорога экономической самостоятельности и независимости ЛНР и ДНР. Сдвинуть с намеченного пути уже никто не сможет. Донбасс не будет Приднестровьем хотя бы потому, что у ЛНР и ДНР с Россией есть граница. А вот разорван ли единый организм промышленности Донбасса, покажет время.
odnarodyna.org/content/nacionalizaciya-v-ldnr-shag-k-nezavisimosti-respublik 06.03.2017
|