Лидия Белькова , «RT» на русском – russian.rt.com 13.10.2017, 16:18
Госдепартамент США планирует выделить гранты на общую сумму $1,5 млн для реализации проектов, способствующих «более достоверному и объективному» освещению стратегически важных для Вашингтона вопросов в иностранных СМИ. В документе, с которым ознакомился RT, указано, что зарубежным журналистам будет оказываться содействие в получении интересующей их информации из официальных источников. По словам экспертов, выделение средств на подобные проекты говорит о том, что информационная политика США дала сбой, и американские власти это осознают.
Reuters / © Kevin Lamarque
Бюро по связям с общественностью Госдепартамента США намерено выделить до $1,5 млн на взаимодействие с иностранными СМИ. Американцы планируют содействовать журналистам из других стран в доступе к официальным источникам информации в Соединённых Штатах: политикам, представителям научного и гражданского общества, а также частного бизнеса.
Иностранные пресс-центры, работающие при Бюро по связям с общественностью Госдепартамента США, ищут организации для реализации программ по двум направлениям: освещение событий при помощи аудио – и видеоматериалов, а также освещение событий при помощи любых средств массовой информации (пресса, радио, цифровые и мультимедийные СМИ и т. д.). В первом случае количество участников в группе может достигать 9 человек, во втором — до 25.
«Иностранные пресс-центры предлагают группам представителей зарубежных СМИ непосредственное взаимодействие с официальными лицами правительства США, учёными кругами и экспертами по вопросам частного сектора и гражданского общества, иной возможности побеседовать с которыми у иностранных журналистов может не быть», — говорится в документе внешнеполитического ведомства, с которым ознакомился RT.
При этом уточняется, что организации должны будут добиться более точного «понимания американской политики» в иностранных СМИ. Таким образом, они будут оказывать помощь иностранным пресс-центрам в достижении этой цели.
«Задача иностранных пресс-центров состоит в углублении понимания американской политики и ценностей посредством сотрудничества с иностранными СМИ. Пресс-центры способствуют более достоверному, объективному и сбалансированному освещению иностранными СМИ стратегически важных для США вопросов», — говорится в документе.
Первый иностранный пресс-центр США был открыт в 1946 году в Нью-Йорке. Затем появилось ещё два — в Вашингтоне (1968) и Лос-Анджелесе (1982). По оценкам Госдепартамента, иностранные пресс-центры обслуживают более 2 тыс. журналистов.
Политика дала сбой
По мнению директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, данный грант Госдепа свидетельствует о том, что США осознают: их информационная политика «дала сбой».
Выделение средств на работу с представителями иностранных СМИ «косвенно подтверждает то, что они терпят поражение в информационной войне и, кстати, признают, что эта информационная война ведётся». По мнению Коновалова, в Вашингтоне хотят «напитать деньгами информационную среду, чтобы она работала в интересах Штатов».
По словам эксперта, подобная инициатива Госдепа США представляет собой попытку «лоббировать иностранные СМИ». Впрочем, Коновалов отметил, что большинство иностранных СМИ и так освещают американскую повестку так, как это нужно Вашингтону.
Профессор ВШЭ Александр Домрин также считает, что факт выделения гранта на помощь иностранным СМИ говорит о том, что США проигрывают в информационной войне. Кроме того, он, как и Коновалов, полагает, что версия событий большинства иностранных медиакомпаний и так не отличается от позиции американских СМИ.
«Между иностранными СМИ нет противоречий в освещении того, что происходит в Америке. Чем отличается освещение американских событий Al Jazeera, Al Arabiya, Deutsche Welle, BBC от того, как это делает CNN?» — сообщил эксперт.
Особые условия
Однако в правительстве США намерены помогать не всем иностранным СМИ. Так, некоторые российские СМИ, вещающие в Америке, попали под серьёзное давление со стороны Министерства юстиции США, которое намеревается препятствовать работе журналистов.
В сентябре 2017 года стало известно о том, что международный телеканал RT и агентство Sputnik попали в поле повышенного внимания со стороны американских властей. В частности, на допрос ФБР был вызван бывший сотрудник издания Sputnik Эндрю Файнберг, а руководство RT получило из американского Минюста письмо с требованием зарегистрироваться как иностранный агент в соответствии с Законом США о регистрации иностранных агентов (FARA).
Как сообщила главный редактор RT Маргарита Симоньян, до 17 октября канал должен признать себя иноагентом, иначе последуют аресты сотрудников и имущества. В случае регистрации RT будет обязан публиковать полные данные всех сотрудников с зарплатами, домашними телефонами и адресами, что сделает работу телеканала невозможной.
Маргарита Симоньян во время заседания в Совете Федерации / © Совет Федерации Федерального собрания РФ
В связи с угрозой закрытия телеканала в случае отказа от регистрации в качестве иноагента 5 октября 2017 года в Совете Федерации России прошло заседание рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела России. В результате на заседании Совета Федерации было рекомендовано соответствующим ведомствам и министерствам России разработать ответные меры[1].
Американская альтернатива
Борьба с альтернативной точкой зрения в США всерьёз началась в июне 2017 года, когда в конгресс США был внесён законопроект, который позволит Минюсту США выявлять и привлекать к ответственности организации, пытающиеся «незаконно влиять на политический процесс в стране».
Авторами поправок в действующий Закон США о регистрации иностранных агентов (FARA) выступили конгрессмены Дэвид Чичиллине и Мэттью Гаец. Чичиллине отметил, что инициатива направлена против RT, так как телеканал «воспользовался лазейкой» в FARA.
«Некоторые организации, в том числе кремлёвский пропагандистский канал RT, смогли избежать регистрации <…>, реструктурировав свою деятельность таким образом, что стали выглядеть независимыми от иностранных правительств», — считает[2] конгрессмен.
В отношении других иностранных СМИ, которые работают в Вашингтоне, подобные меры не применяются. Например, от «дочки» британской государственной телекомпании BBC — BBC America — или немецкой Deutsche Welle регистрации в качестве иностранного агента не требуют[3].
Закон об иноагентах
Изначально Закон США о регистрации иностранных агентов, принятый в 1938 году, должен был противостоять пропаганде интересов иностранных государств на американской территории. Организации, зарегистрировавшие себя как иноагенты, обязаны докладывать о своей деятельности Минюсту США.
В годы Второй мировой войны FARA использовали в борьбе с нацистской пропагандой в США. Как отмечает издание The Washington Post, в 1940-е годы советские СМИ также попали под действие закона FARA, в частности информагентство ТАСС, газеты «Известия» и «Правда».
С 1966 года в закон были внесены поправки, которые направили его действие на сдерживание деятельности лоббистов в целях сохранения независимости американского законодательного процесса. В связи с этим иностранными агентами признавались лишь те организации и лица, которые осуществляют свою деятельность по поручению иностранного государства, НКО или террористической организации.
В 2016 году в отчёт FARA попали лишь корейские и японские организации, которые занимаются вещанием на территории США, в частности японская NHK Cosmomedia America, Inc. и корейская KBS America, Inc.
Ссылки
|