Президент РФ Владимир Путин на форуме Общероссийского народного фронта Россия, устремленная в будущее. 19 декабря 2017
Иван Данилов, автор блога Crimson Alter
Американское агентство Блумберг составило традиционный новогодний «гид пессимиста» с прогнозами на ближайшее десятилетие. По оценкам заокеанских экспертов, России предстоит пройти через жесточайший экономический кризис, Владимир Путин уйдет в отставку, нефть будет стоить 10 долларов за баррель и само существование нашей страны как единого государства окажется под сомнением.
Прогноз наделал много шума в СМИ и соцсетях, вызвав очередной вал ехидных комментариев о том, что нефтяная зависимость неизбежно погубит Россию. Однако если взглянуть на историю апокалиптических прогнозов такого рода, то возникают обоснованные сомнения в вероятности подобного сценария.
В кратком и огрубленном изложении «прогноз пессимиста» от агентства Блумберг предполагает следующий сценарий: вследствие радикального улучшения технологий производства и эксплуатации электромобилей весь мир отказывается от использования двигателей внутреннего сгорания, что, в свою очередь, приводит к резкому падению цен на нефть. ОПЕК старается бороться с падением цен, но самораспускается после того, как нефть начинает продаваться по 10 долларов за баррель. Аналитики агентства предсказывают, что в этих условиях Владимир Путин уйдет с поста президента и будет пытаться управлять Россией с помощью «марионетки» в лице Эльвиры Набиуллиной, а потом и вовсе исчезнет из политической жизни. К 2028 году предполагается, что экономика России придет в ужасный упадок, а федеральный центр будет едва удерживать страну от распада.
Если провести ретроспективный анализ известных предсказаний, составленных американскими экспертами на тему «России скоро придет конец», то стоит отметить, что их представления о том, что «прикончит» Россию, менялись вместе со сменой поколений в американском экспертном сообществе. В 1990-е и 2000-е очень сильно чувствовалось, что эти прогнозы писались суровыми военными аналитиками или циничными сотрудниками спецслужб. Однако современные ужастики о скором конце России производят совсем другое впечатление. Кажется, что их пишут банковские клерки или специалисты по диджитал-маркетингу.
В этом контексте нельзя не вспомнить самый известный апокалиптический прогноз о судьбе нашей страны. В 2005 году американская компания «Стратфор», более известная как «гражданское ЦРУ», опубликовала свой знаменитый прогноз на 2005-2015 годы, в котором утверждалось, что России предстоит „серия политических неудач, возможно, включая потерю территорий, например, на Кавказе. Или даже — Россия перенесет дезинтеграцию до той точки, где Москва будет иметь только номинальный контроль над некоторыми регионами, которые провозгласят независимость. Это произойдет в течение следующего десятилетия“. Следует отдать должное нашим заокеанским оппонентам — в том смысле, что они очень старались добиться реализации именно этого сценария. Надо отметить, что в прогнозе фигурировали реальные риски: сепаратизм, агрессивные действия со стороны соседних государств, структурные экономические проблемы и слабость системы государственного управления, которая в 2005-м еще не оправилась от хаоса и шока 1990-х. Сейчас нам предлагают поверить, что страну, с которой ничего не смогли сделать ЦРУ и НАТО, поставит на колени «продвинутый аккумулятор» и массовый переход на электромобили, который обвалит цены на нефть.
Даже если предположить, что сценарий появления сверхдешевых электромобилей станет реальностью, его последствия будут совсем не теми, о которых предупреждают американские эксперты. Начнем с того, что сейчас электромобили занимают микроскопический объем рынка и, следовательно, не влияют на ценообразование электроэнергии. При попытке пересадить на электромобили хотя бы четверть или половину пользователей автотранспорта потребление электроэнергии резко увеличится, что приведет к резкому повышению ее цены.
Удовлетворить повышенную потребность в электрогенерации, например, в странах Евросоюза можно будет только за счет использования природного газа, мазута или атомной энергетики, что приведет к серьезному росту продаж «Газпрома», «Роснефти» или «Росатома».
Так называемая зеленая энергетика не сможет даже близко покрыть необходимый рост генерации хотя бы в силу непредсказуемости уровня производства электроэнергии (ветер не всегда дует, солнце не всегда светит) и в силу того, что вся зеленая энергетика в Евросоюзе является глубоко и планово убыточной, причем убытки энергетических компаний покрываются за счет государственных субсидий и повышенных цен на электроэнергию для конечных потребителей. Попытка масштабирования этой схемы просто обанкротит государство, которое попытается ее предпринять.
Парадоксально, но, чем популярнее будут становиться электромобили, тем дороже станет их использование.
Более того: практика показывает, что без государственных субсидий спрос на электромобили падает быстро и решительно, и даже очень богатые страны, такие как Китай, не могут себе позволить сохранять массовые субсидии для электромобилей. В январе этого года Пекин урезал субсидии на электромобили, и продажи главного китайского производителя электрокаров, компании BYD, сразу же упали на 30%.
Показательно, что сторонники теории «электромобильного апокалипсиса» зачастую предполагают, что в будущем персональных автомобилей не будет в принципе и все станут пользоваться сервисами каршеринга или услугами таких компаний, как Uber, которые якобы смогут максимально эффективно использовать экономичность электромобилей. Практика показывает, что как раз с эффективностью в этой сфере все очень плохо. Компания «Тесла», которая, с точки зрения западных аналитиков, является лидирующим игроком в данном сегменте и от которой ожидают технологических прорывов, демонстрирует систематическую неспособность зарабатывать деньги. В третьем квартале 2017 года «Тесла» получила рекордный убыток в 619 миллионов долларов. Компания Uber, чьи услуги якобы должны обеспечить массовый отказ от личных автомобилей, тоже испытывает сложности с доходностью: в третьем квартале 2017-го она получила рекордный убыток в 1,46 миллиарда долларов. Получается, что те самые игроки глобального рынка автомобилей и транспортных услуг, от которых ожидают революции и создания условий для обвала цен на нефть, сами живут в долг, а любое масштабирование их бизнес-моделей представляется проблематичным или даже невозможным.
Если нам и следует чего-то опасаться, так это ненужной паники по поводу страшилок, которыми нас регулярно снабжают российские и западные СМИ, а также различные экспертные центры. Мир будущего действительно будет высокотехнологичным и довольно жестоким, но в этом смысле он мало чем будет отличаться от XX века, в котором наша страна показала свою способность справляться с куда более серьезными вызовами, чем появление эффективных батареек. Ну а тем, кто ждет коллапса России, можно ответить традиционной путинской формулировкой: не дождетесь!
ria.ru/analytics/20171222/1511368095.html 22.12.2017, 08:00
Сибирские умельцы создали машину, которая работает на дровах
youtu.be/fC2AV35Vv5k
Опубликовано на YouTube 11.03.2015
Автодрова - вовсе не ругательство, а оригинальная находка сибирских автомобилистов, которые придумали: как сэкономить на горючем, когда цены на него ползут вверх. Умельцы создали машину, которая работает на шишках, ветках и собственно на дровах. За основу взяли идеи прошлого и немного усовершенствовали.
Вся округа дровами топит печи, а они - заправляют свою «Ниву» и ездят на ней. То в лес, то по дрова, то еще по каким деревенским делам.
«Дровобак» - это топка газогенератора, того самого странного вида прицепа позади машины. Внутри установки медленно - мало кислорода - горит древесина, постепенно превращаясь в уголь. Образующийся при этом густой дым с неприятным запахом - горючая смесь угарного газа и водорода. Но после фильтров очистки - это уже готовое топливо, бензинозаменитель. Его и направляют сразу в двигатель.
Бензобак автомобиля может даже быть пустым, но двигатель внутреннего сгорания все равно заведется и будет работать в обычном режиме. Заправлять газогенератор можно дровами, опилками, соломой или даже шишками. Главное преимущество: не надо тратиться на бензин, если он дорожает или если его просто нет.
„30 килограммов дров расходуется на 100-120 километров, 150, может. Купил 6 тонн дров за 700 рублей. Если перевести на бензин, то это 2 тонны бензина - реальная экономия“, - говорит Дмитрий Власов.
Так называемые «газгены» - машины, работающие на угле, древесине или торфе - появились еще в позапрошлом веке. Во время Второй мировой их использовала и немецкая армия, и советская - экономили топливо для боевых машин. Газогенератор - на ЗИСе. Это - легковой автомобиль в послевоенном Берлине. Или трактор, тоже немецкий, фото 1949 года. Неожиданный спрос на подобные авто появился и сегодня. Разработку омских механиков многие просят продать.
„Это мы живем здесь рядом, ладно, заправки, все есть. Есть же поселки, в которых надо ездить за бензином, а лес рядом“, - говорит Владимир Залыгаев.
Сибирские морозы газогенератору не страшны: топить и вырабатывать топливо будет в любую погоду. Он и замерзший двигатель, если нужно, сможет отогреть и запустить. Главное, чтобы внутри было хорошее масло. Замены ему до сих пор не придумали.
Антон Пономарев
www.1tv.ru/news/2015-03-05/20648-sibirskie_umeltsy_sozdali_mashinu_kotoraya_rabotaet_na_drovah
(05.03.2015)
|