Николай Проценко , Деловая газета «Взгляд» – vz.ru 29.03.2016 19:58
В области производства мяса импортозмещение в России, как оказалось, идет опережающими темпами: страна не только накормила себя свининой и птицей, но и готовится выйти на внешние рынки. Осталось обеспечить экспорт технологически и юридически, если же сделать это в короткие сроки не удастся, производство вновь может резко упасть.
Отечественные производители мяса уже в этом году могут выйти на ключевые рынки Азии – Китай и Южную Корею, предварительно «потренировавшись» в Закавказье. Экспорт является для них хорошей возможностью поддержать обороты в ситуации, когда насыщение внутреннего рынка мясом собственного производства в ряде сегментов приблизилось к стопроцентному. Однако в борьбе за Китай и другие азиатские страны российским компаниям придется жестко конкурировать с производителями из Евросоюза и Латинской Америки, которые на своих внутренних рынках сейчас сталкиваются с теми же проблемами, что и Россия.
Внешние аргументы
«Если интенсивно работать, тогда эту работу в этом году могут завершить», – заявил вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович в ходе недавнего Азиатского экономического форума в китайском Боао, комментируя перспективы экспорта мяса из России в КНР. Основная задача на данный момент заключается в сертификации российских предприятий и получении необходимых разрешений. Зампред правительства также сообщил, что в течение 2016 года планируется завершить и процедуру утверждения сертификатов для экспорта российского мяса и зерна в Южную Корею.
Об интересе к поставкам мяса в Китай и другие азиатские страны (Иран, Ирак, Турцию, Вьетнам) Россия заявила еще в конце 2014 года, когда из-за санкционной войны были заморожены переговоры с Евросоюзом, Канадой и Японией. Спустя год, после визита в КНР премьер-министра Дмитрия Медведева, была создана специальная рабочая группа. «Работа на китайское направление ведется непрерывно», – заверил в середине февраля заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. Следующим шагом в этом направлении станет визит на российские птицеводческие предприятия китайских экспертов, который должен состояться уже в апреле.
Основных аргументов в пользу наращивания мясного экспорта как минимум три. Во-первых, Россия за достаточно короткий срок смогла обеспечить импортозамещение в двух сегментах мясного рынка – птице и свинине. На недавнем совещании по развитию животноводства в Минсельхозе были названы следующие данные: за последние четыре года общий объем импорта мяса в Россию сократился в два раза, а самообеспеченность в 2015 году достигла 88,4%, что выше целевого индикатора, заложенного в государственной программе. В частности, по свинине уровень самообеспеченности составил по итогам прошлого года 94,4%, а по мясу птицы – 97%. С 2007 по 2015 годы объем импорта свинины сократился с 917 до 300 тысяч тонн, а в этом году планируется дальнейшее падение – до 200 тысяч тонн.
На фоне ведущих мировых экспортеров мяса Россия смотрится пока что скромно. В прошлом году, по данным руководителя портала аграрной аналитики Agro2b Леонида Соболева, отечественные производители вывезли всего 10–15 тысяч тонн свинины и 70 тысяч тонн мяса птицы. С одной стороны, это капля в море мирового экспорта, с другой – прецедентное событие, поскольку ранее российский сельхозэкспорт главным образом ограничивался зерном. Но перспективы в новом сегменте напрямую зависят от того, насколько активные усилия будут прилагать власти по открытию новых рынков.
Не менее важен вопрос экспортной инфраструктуры. «Трудно сказать, где Россию ждут, а где нет. В любом случае освоение экспортных рынков – это тяжелый труд, – говорит Леонид Соболев, приводя в пример такую типичную страну экспортного сельского хозяйства, как Уругвай. – Для того, чтобы это небольшое государство превратилось в одного из мировых лидеров по экспорту говядины, пришлось решить огромное количество вопросов, связанных с организацией и сертификацией хладобоен, объединением скотоводов и переработчиков в реально действующие отраслевые союзы, продвижением через них новых стандартов производства, организацией свободных экспортных и производственных зон. Все это происходило на протяжении многих десятилетий и требовало не только административного ресурса, но и долговременной стратегии и существенных вложений».
С этой точки зрения, по мнению аналитика, Юго-Восточная Азия выглядит для российского мяса долгосрочной перспективой, поскольку основные проблемы выхода на этот рынок очевидны – это расстояния, которые удорожают логистику и затрудняют налаживание деловых отношений. А первой ступенью для экспорта российского мяса могут стать уже упомянутые страны Закавказья. Их спрос, полагает Соболев, обеспечит рост экспортной инфраструктуры (складов, портов-холодильников, баз автомобильных рефрижераторов), которая пригодилась бы для освоения более дальних рынков. Хорошие возможности (прежде всего для экспорта мяса птицы) открывают и страны Ближнего Востока, особенно для российских республик с преобладанием мусульманского населения, поскольку при продвижении пищевой продукции в этом регионе большую роль играет не только качество, но и культурно-религиозная составляющая (проще говоря, мясо должно быть халяльным).
|