|
Одна страница
|
Отчиваюсь о поездке в Томск на мероприятие "Дни Сибири"; основную работу, конечно, провели фольклористы из Томска, при изрядном участии коллективов из Новосибирска. Как всегда получается у команды, организовывавшей "Этнофорумы", получилось необычно. Основной движущей силой мероприятия стали томские и новосибирские коллективы, а также приглашённые эксперты с Алтая, Москвы и Питера – и при этом все хорошо знакомые местной общественности.
|
|
|
|
|
|
Пришло понимание, что таки хуже, после ухода культуры в традиционном понимании из "творческих" профессий они почти все переродились в каких-то клоунов. И статью-то привёл потому, что ансамбль А.Котова "Сирин" является редким случаем профи от культур, которые осознают смысл собственных действий, и могут внятно объяснить, зачем они это делают. Статья для православного издания и в ней много богословских вопросов, но и для атеистов найдётся кое-что интересное.
|
|
|
|
|
|
Очередной фотоотчёт с целого парада Победы; у нас в Новосибирске. В этом году министерство культуры решило построить свои национальные центры в колонну по 15 и пустить их сразу после бронетехники, в олицетворение единства советского российского народа. В одно место собрали все национальные центры – поэтому фоточки будут местами походить то ли на интернационал, то ли на зарисовки о дружбе народов из советского времени.
|
|
|
|
|
В среду довелось участвовать в мероприятии городского масштабу, хотя со стороны оно выглядело междусобойчиком – первом концерте фольклорного абонемента, под названием "Премьера песни" (название концерта, не абонемента). Почему городской масштаб – потому что впервые за много лет собрались фольклорные коллективы города, разных центров и направленностей, без всякого повода, кроме знакомства друг с другом. Об этом и расскажу и покажу.
|
|
|
|
|
|
У людей, которые сами к себе относятся не как к ремесленникам, которым надо отрабатывать пайку, есть ещё одна мотивация – не только деньги, не только "мне самому прикольно" - но также и собственно распространение культуры, донесение до людей собственных ценностей. Это объединяет и махровых профи, и совершенно наивных любителей – пусть и на разных уровнях, но они несут в мир разумное-доброе-вечное, занимаются образованием и просвещением. И это ответ на вопрос "А зачем вам это надо?".
|
|
|
|
|
|
Сегодня приняли участие в святочном вечере в местном ГОК "Звезда" - это гарнизонный офицерский клуб. Изначально собирались показывать на мероприятии Вертеп - кукольное представление о Рождестве Христа и о царе Ироде. Первым выступал коллектив из Дома Учёных; спели несколько колядок и показали Петрушку – ещё один народный кукольный театр. Дом Учёных долго выступал, но мы почти не слушали – судорожно готовились к показу Вертепа.
|
|
|
|
|
Хорошо сказано, кратко, емко, значительно. Ни прибавить, не убавить, хотя не очень понятно, как и для чего в нашу повседневную жизнь вошли стихи, песни, танцы и музыка. Может это опасные извращения? Наша музыка это та, которая нравится. Даже если ее играет последний ребенок в доме без крыши под снос. Он играет ее для нас. Точнее для успеха нашего дела. От многих народов остался только звук музыкальной фразы, позаимствованный «победителем». Берем все и заботливо обрабатываем, но с одной маленькой поправочной, понимаем правильно.
|
|
|
|
|
|
Со "Слободой" мы познакомились в ходе прошлогодней экспедиции в Забайкалье. В этот раз так получилось, что их приезд к нам в Новосибирск совпал с нашей поездкой в Забайкалье - то есть они к нам, а мы почти что к ним, совпадение почти полное, и по месту и по времени. :) Удалось пересечься только на их концерте в арт-кафе "Агарта". Зал оказался забит под завязку. Мужская часть ансамбля – преимущественно забайкальские казаки, что заметно...
|
|
|
|
|
|
Немного истории Давным-давно, в 1981-м году, организовался в нашем местном университете фольклорный ансамбль. Первые лет 10 он так и назывался – ФА НГУ, а потом назвался "КрАсотой", под этим названием и существует до сих пор. Годы с тех пор прошли немалые, поэтому, конечно, в нынешней "КрАсоте" из первоначального состава остался только бессменный руководитель, Оксана Ильинична Выхристюк, а остальной состав сменился уже на десятки раз. При ФА НГУ существовал детский ансамбль...
|
|
|
|
|
Сегодня выступили в доме ветеранов. В детских домах выступать приходилось, даже в колониях для уголовниках бывал, а вот в доме ветеранов с концертом побывал впервые. Приложу небольшой фотоотчётик. Официально это место называется Бердский пансионат ветеранов труда. Каждый год на нашем фестивале мы проводим тут мероприятия, и на последнем из них нас попросили выступить тут, вне программы, так сказать. Выступаем в доме ветеранов Выбрались только сейчас – и, надо сказать, удачно.
|
|
|
|
|
|
Продолжаю описание поездки на Алтай в июле-2015. В этой статье – описание основной культурной части поездки, фестиваля "Родники Алтая" и Купальской Ночи. Обрядовый конкурс, выступает Горноалтайск Как у меня часто бывает, от происходящего было больше вопросов, чем ответов. На "Родниках Алтая" мы уже были, в 2009-м году в Усть-Коксе; уже тогда чувствовалась общая заорганизованность происходящего; в этом году суеты было ещё больше.
|
|
|
|
|
|
В итоге под навалом современного мира - ориентированного на постоянное производство всё новых и новых айфонов - мы (точнее, вы) потеряли связь с собственными предками, с собственными ценностями, а если хотите - и с собственным народом. Если ваши деды и бабки были русскими (татарами, немцами - неважно), а теперь вы их не понимаете и их ценности вам чужды - не показатель ли это, что вы уже не совсем русские? А то и совсем нерусские? Думаю, и татарские и украинские и чукотские деды в этом со мной согласятся - связь поколений никогда не была так слаба...
|
|
|
|
|
С развитием цивилизации все дальше мы уходим от своих корней, все меньше помним народных песен и обрядов. А ведь это — душа нашего народа, без которой сложно выжить в суете современного мира. Но, к счастью, остаются у нас самородки, искренне и талантливо сберегающие духовное богатство народа и передающие фольклор молодому поколению. К таким людям относятся Марина Головченко и ее самодеятельные артисты вокального ансамбля «Русь» из г. Орехово-Зуева.
|
|
|
|
|
|
В комментариях к предыдущей статье про сектантство товарищ навёл на мысль поговорить о молодёжи в фольклоре. Опять тема, интересная относительно узкому кругу читателей, ну что делать, кто не хочет, может не читать. :) Когда-то давно уже писал статью про воспитание подросткового сознания у взрослых - так вот, на мой взгляд, в современной народной культуре происходит то же самое, только в чуть менее запущенном виде. Но тенденции определённые налицо. Щаз опять буду обличать и рвать покровы - что уж делать, привык выражаться прямо.
|
|
|
|
|
|
По мотивам прошедшего недавно Второго Томского Этнофорума - продолжаю критически смотреть на фольклорное движение в целом; не в смысле огульного охаивания, а в попытках разобраться и выявить проблемы и недочёты. В целом как бы всё хорошо и замечательно, но чего-то не хватает, про что сегодня и речь. Зайду, как обычно, не с парадного входа. На вечорке имени "Гуляй нога" на второй день фестиваля - которая уже давно превратилась в обычно-привычные фольклористам танцульки-игрульки - стояли мы отдельным кружком и что-то там обсуждали.
|
|
|
|
|
Вернулись из Томска с уже второго Этнофорума. Осторожно, много фоток! Выкладываю исключительно не обработанные фоточки-превьюшки JPG. В прошлом году уже побывали на Первом Этнофоруме - в этом году он получился другим, но всё так же непохожим на ставшие уже классикой фольклорные фестивали. Всё так же на нём были "звёздные" коллективы и личности, всё так же упор делается на молодёжь и пропаганду народной культуры необычными методами.
|
|
|
|
|
|
После встречи с бичурским "Воскресеньем" следующим пунктом нашей экспедиционной программы стало общение с бабушками из соседнего села Алтачей (оно же Петропавловка). Бабушек сперва собрали в клубе, где мы с ними пообщались в стандартно-фольклорно-экспедиционном формате "вопрос-ответ". Записали кое-что интересного - и новые песни (которые отличаются от бичурских, не говоря уж о куналейских и остальных), и необычные варианты "старых" - например, единственный дедушка вспомнил "призовой" куплет из песни "Не вейтеся чайки над морем".
|
|
|
|
|
|
Добравшись из Большого Куналея до Бичуры, встретились с Юлей Афанасьевой, которая присоединилась к экспедиции фактически до её (экспедиции :)) окончания, да пообедали с дороги у неё дома, где нас радушно приняли мама и бабушка Юли. Затем выдвинулись на встречу c ансамблем "Вокресенье", с которым уже виделись 2 года назад. По пути случилась заминка - собирались заехать в ДК и договориться назавтра насчёт встречи с ещё одними бабушками в с. Алтачей, да в итоге разминулись - оказывается, бабушки из Алтачея нас ждали там же, где и "Воскресенье"…
|
|
|
|
|
По свежим следам накидаю кратенький отчётик о поездке - ещё суток не прошло с момента возвращения... Выехали 7 июля из Новосибирска, на ж-д. вокзале подхватили Игоря Серёдкина, который с утреца нас там поджидал, и поехали в путь. Первая ночёвка была в Канске, в гостинице "Медведь" , затем - в Иркутске, раздельно; девочки у родственников, мальчики в подозрительной гостинице, изрядно смахивающей на притон.
|
|
|
|
|
|
Обычно подобные культурно-массовые мероприятия требуют определённых бюджетов, привлечения соответствующих организаций и тд и тп. Но на сей раз удалось договориться с парком отдыха "Звезда" и они предоставили площадку и часть аппаратуры бесплатно. А все остальные – и участники, и организаторы, и зрители – провели своё время совершенно бесплатно; но не задаром. :))
|
|
|
|
|
|
Выступили бандой на вечере памяти А.Я.Выхристюка. Это мой отец, который посвятил изрядную часть жизни пропаганде народной культуры - занимался организацией концертов и экспедиций, поездок, записей коллективов, видеосьёмками и фотографией... 10 лет прошло, как он погиб, практически на рабочем месте - вёз ансамбль на симпозиум в Туву, и в безлюдных Саянах, в верхней точки дороги Абакан-Кызыл его сбила машина.
|
|
|
|
|
Возможно, у кого-то к этой вакханалии искусственного искусства складывается отношение "не мы такие - жизнь такая" и "ничего не попишешь, законы жанра", но я уже писал про то, что у нас в народе подход другой. Не уподобляйся и делай, как тебе сердце велит, по справедливости. Именно поэтому основная масса фольклористов - любители, которые за свой счёт ездят в поездки, проводят мероприятия, шьют костюмы и тд итп. Никто не говорит, куда нам идти и как повернуть ручку и головку - мы сами всё решим, как нам быть и что делать.
|
|
|
|
|
|
Регулярно пишу про разные черты русского народа - соборность, коллективность, смирение, итд. На сей раз хотелось бы про искренность поговорить. Безусловно, искренность - черта не только нашего народа, но по сравнению с тем же самым пресветлым Западом мы данную черту не утратили, и хотелось бы показать, в чём тут собака порылась. Для начала приведу пример - русские почему-то мало и неохотно улыбаются. По сравнению с практически любой дальней народностью у нас действительно какой-то подозрительно хмурый вид, нет белозубых приветственных улыбок и фраз "хауаю"?.
|
|
|
|
|
|
Когда только зарождалось украинское национальное движение, даже его отцы-зачинатели вряд ли догадывались, во что оно может выродиться. Да-да, именно выродиться, ведь поначалу украинское движение имело фольклорно-этнографический характер, и его знаменитый деятель Николай Костомаров говорил, что мысль об отделении Малороссии от России может задержаться только в голове, нуждающейся в помощи психиатра.
|
|
|
|
|
Как-то так повелось, что в СМИ и интернетах принято отмечать даты рождения (и иногда смерти) видных политических и культурных деятелей. Однако при этом в основном отмечаются "общечеловеческие" культурные деятели, а наши с вами как бы и ни при чём - зачем каких-то иванов замечать? Нехай сидят себе дальше в глуши. Лично я на этой пойтить не могу, и предлагаю завести традицию - отмечать важные даты из культурной жизни русского народа.
|
|
|
|
|
|
Опять у меня получается не статья, а прямо роман какой-то. Извиняйте, без мега-вступлений не умею. Как-то так получается, что данный бложик у меня потихоньку превращается из обычного унылого дневничка в некий рупор пропаганды. Собственно не пора ли объявить цели и направление движения? Собственно более-менее глобальная цель у меня одна - помочь современному "общечеловеческому" россиянину стать русским человеком - может быть, даже с маленькой буквы, без пафоса и героизма.
|
|
|
|
|
|
Как уже писал, пишу не только и не столько про политику, сколько про народное творчество; правда, и там меня всё время заносит в политику, ну так. И эта статья будет из такой же оперы - про народную культуру и её проекцию на политику. На прошлой неделе писал статью про "Сибирские хороводы" - настоятельно рекомендую прочитать, ибо эта статья - продолжение. Для начала приведу фотографию своего, увидел во френдленте фконтакте у своего старинного знакомого: Троицкие хороводы, июнь 2013, Омская область.
|
|
|
|
|
Разгорелась тут у меня в каментах нешуточная классовая борьба с тов. a_tsy - в общем-то борьба с либерально настроенными товарищами в инете для меня дело привычное, я бы и внимания не обратил, но тут случай слегка другой - знакомы лично, так что просто так не пошлёшь, и решил тему слегка развернуть. Хоть это совсем не-политкорректно, и просто не этично в современном обществе - обсуждать идеологию. Но попробую в этой статье связать политические вопросы с традиционной культурой. Предупреждаю - содержимое статьи содержит политически ангажированный материал…
|
|
|
|
|
|
... учиться у предков - необходимо. Иначе так и останемся перекати-полем. А учиться есть чему. С музыкальной точки зрения многие образцы и стили народной музыки на порядок превосходят в музыкальном плане современную попсу; даже у людей с музыкальным образованием сносит крышу от необычных интервалов. Понятно, что по части агрокультуры прогресс ушёл далеко вперёд и вряд ли можно многому научиться по части основного занятия народа - хлебопашества, но по части выживаемости в тяжёлых условиях - там ещё копать и копать.
|
|
|
|
|
|
В прошлой статье про раздраи в фольклоре упоминал тему опопсения традиционных песен и целых коллективов. Это, на мой взгляд, одна из центровых опасностей для подлинно народной культуры, потому что полуправда хуже лжи. Я на эту тему уже многократно писал, но хотелось бы более предметно проехаться по этому аспекту, который фольклористы любят упомянуть, когда снобистски перемывают друг другу косточки. Во-первых, существует огромный пласт песен, которые ещё с советских пор называются "русскими народными", которые при этом к этому самому русскому народу не относятся практически никак...
|
|
|
|
Одна страница
|
| |
|
|