|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. (Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию) |
|
| | |
| Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 14.03.2012 09:50 А вы меня улыбнуться не заставили! Я очень сердита. Такое впечатление, что в этой стране только я и знаю, что в основе искусства лежат мысле – образы. Не собираюсь спорить об искусстве. Говорю о том, что искусство и культура сами вырыли себе могилу, потому что не позаботились объяснить людям, а что, собственно, лежит в основе творчества. Похоже, сами не знали.
Несколько лет назад меня потрясло понимание, что люди не знают – что такое образ, не имеют эмоционально – образного развития. В страшном сне такое не могло присниться. Два года не могла поверить. А вас не трясёт? Вы кому объясняете необходимость культуры? Людям, у которых элементарного развития нет? Нет культурного слоя, это вы понимаете? От того и культуры нет. Искусство в стране, практически, вымерло.
Культуру сегодня надо поднимать с ноля! Почти никому нельзя объяснить, что, когда мы читаем книгу… за словами встают образные картины. Что, словами мы передаём образы. Если «не встают», если нет эмоционально – образного развития, то, слова читать не интересно. Вот, мы и не читаем.
Сегодня дети не знают – что такое воображение и фантазия. Вас это не ужасает? А наука считает, что это один и тот же процесс. Вас этот анекдот не смешит? До вас не доходит мысль, что бесполезно рассуждать о культуре и искусстве в обществе, которое не знает – что такое образное мышление?
Ещё десять лет назад в стране были люди, твердившие: Духовность! Падает уровень духовности! Сегодня сей вопрос, похоже, уже некому поднимать, как и саму духовность.
Что же касается заблуждений… я по профессии – режиссёр. По отношению к другим видам искусств, у театралов есть теория, где роль образа очень чётко выявлена.
С образами, эмоциями и словами работают три части коры! Форма, речь, техника зависят от лобных долей. А сама суть творчества, искусства – это работа эмоционально – образных частей коры. Ноты – это второй сигнал, как и слово. А сама музыка это первый сигнал… образы в сочетании с эмоциями. Вот и вся суть творчества, искусства, культуры и самой жизни.
К сожалению, сегодняшний российский социум утратил саму возможность понимания таких вещей. Включая и деятелей культуры. |
| Re: Re: Культура, как она есть
от Lady_taiso 14.03.2012 13:18 Татьяна, не горячитесь. В основе любого искусства лежит знак (символ). Люди реагируют на цветовое пятно, на звук, на форму (пластику), на объем (архитектуру) — на все, что мы воспринимаем чувствами. На этом языке можно разговаривать и понимать друг друга, даже если мы не знаем другого. Это называется эмоциональным постижением мира. Так?
Искусство никому ничего не обязано объяснять. Для этого есть наука. И литература тоже есть. Даже художественная. Но литература не есть искусство, хоть она и оперирует символами (буквами, словами, категориями). Однако сложные (синтетические) виды искусств включают в себя и то и другое. Театр, например.
Вы же не будете отрицать, что литературный текст можно по-разному донести до зрителя. Порой интонация актера творит чудеса, преображая текст до неузнаваемости, до полной противоположности. А если добавить музыку, свет, пластику? Тогда возникает нечто, что мы называем явлением искусства. Однако вы что–то можете сделать без финансирования? Ничего. Вам не на что будет даже оплатить аренду зала. В Древней Греции, например, посещение театра было делом государственной важности. Граждане получали от полиса специальные деньги, которыми платили за вход. Эти деньги покрывали расходы на создание спектакля и на жизнь до следующих Великих Дионисий. Быть актером было почетно. Что уж говорить о драматургах… Но уже в Древнем Риме положение актера изменилось, он утратил былое величие. А в нашей потребительской корзине денег на театры не предусмотрено вовсе.
Меня не смущает и не ужасает такое положение. Оно меня печалит. Можно ничего не знать об образном мышлении, но испытывать катарсис, оплакивая судьбу героя, воспринимая предполагаемые обстоятельства, как некую объективную реальность. И тогда жизнь героя становится как бы нашим собственным, пережитым душою опытом.
К несчастью, в современном обществе высокие идеалы не востребованы, повсеместно наблюдается упадок нравственности, с нее и начинается деградация личности. Планка снижается. Идеал заменяется суррогатом, оболочкой, лишенной содержания.
Ну, и кто ее будет поднимать? Творцы с неба не падают и не возникают из ничего. Их нужно воспитывать, в них нужно вкладывать деньги. Долго. По-другому не происходит. Об этом мы с вами и ведем речь. |
| Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 14.03.2012 21:28 Нет, в основе любого искусства лежит не знак, не символ. Это второй сигнал. Цветовое пятно, звук, пластика, объем — все, что мы воспринимаем чувствами, - это и есть образы. Первые сигналы. Сначала была музыка! А ноты были придуманы потом, чтобы записать, сохранить музыку. Сначала было восприятие и понимание мира. А слова придумывались постепенно, по мере надобности. Кстати, наши предки были умнее нас. Они придумали слова - образ, сознание, подсознание, разум, рассудок, душа, духовность, нравственность... т.е. они понимали что есть некие психические процессы, которые требуют обозначения отдельным словом.
Я сегодня объясняла ребятам, что - в нормально развитом, тем более, творческом мозге - все разделы должны быть развиты и работать в комплексе, в сборке. Ребята поняли. Увы, но взрослым я этого объяснить не могу.
Со всей образной информацией - жизненной и художественной - работает сенсорная кора. Первая сигнальная система по Павлову. Это семьдесят процентов от общей площади коры. Это и есть та часть мозга, которая мыслит и творит. Без развития этой части коры - невозможно никакое творчество и невозможно понимание творчества. Невозможно! Чтобы восхититься красотой цветка, его надо хорошенько рассмотреть, получить удовольствие от его нежности и красоты. Понять мимолётность этой восхитительной формы жизни... тем более дорогой от этой мимолётности. Потому что это настоящее. Не подделка, а сама жизнь. Это образное мышление. Оно же эстетическое развитие. То же самое с музыкой, танцем, спектаклем, картиной.
Но у нас в стране давно уже забыли об эмоционально - образном развитии. Сейчас бы деятелям культуры и искусства объединиться в понимании этой проблемы, нас ведь ещё много. Но, нет! Самим же этим деятелям надо объяснять - что такое образ и зачем нужен.
Шах и мат! Сейчас уже бесполезно разбираться - кто виноват в том, что эмоционально - образные части мозга русских людей развиты не выше примитивно - бытового уровня... как раз для теле - сериалов и Дома 2. Всё-равно, некому разбираться. И исправлять положение некому. |
| Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Lady_taiso 15.03.2012 08:45 Татьяна, не могу ни согласиться с вами, ни оспорить вас, по одной простой причине. Вы многих вещей не знаете, и потому неправильно понимаете их взаимосвязи. Объяснять долго.
Я почему спросила, где вы учились, потому что научили вас плохо. Вы искренне хотите понять, и не можете. Пробелы образования. Это не ваша вина, это ваша беда. Вы, можно сказать, жертва просвещения. Даже не знаю, что посоветовать. С детьми поосторожнее. Искусство не всегда доставляет эстетическое удовольствие. Оно шире. Это способ передачи эмоционального состояния.
Состояние бывает разным. Есть, к примеру, состояние ужаса или агрессии, или отчаяния, которое не вмещается в рамки эстетики. Но оно тоже передается искусством ( Эдвард Мунк: «Крик», Пабло Пикассо: «Генрика», Николай Ге: «Распятие») и т.д.. Давайте-ка, Татьяна, закончим нашу дискуссию. Всего вам хорошего в жизни. С уважением. |
| Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 15.03.2012 10:42 Да, я тоже думаю, что дискуссию стоит закончить, потому что она бесперспективна.
У меня два диплома об образовании и учили меня люди, которые понимали своё дело. Понимали - что такое искусство, что такое театр. Это было давно. Я уже сама на пенсии.
Единственное, что я могу вам посоветовать, найдите какой-нибудь старый учебник по актёрскому мастерству. Обязательно советский. Просто, поинтересуйтесь. Много нового узнаете. И, ради бога, не учите детей, не пудрите им мозги высокими, но абстрактными словами. Счастливо. |
| Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Lady_taiso 15.03.2012 11:21 Хорошо, Татьяна. Я последую вашему совету. Не обижайтесь. Понимание дело тонкое. Абстрактных слов нет, есть понятия, и они наполнены смыслом. Понятия содержательны, просто иногда мы не совсем точно представляем это содержание, и нам кажется, что слова бессмысленны. Такое бывает. Но это неважно. Я очень признательна вам за нашу дискуссию. Рада была поговорить с вами. С уважением. |
| Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 15.03.2012 13:37 Я не обижаюсь, я в шоке от происходящего. Мир сошёл с ума, вот что я вам скажу. Люди помешались на слове.
Я сейчас смотрю на многоэтажку напротив моего окна. И у меня чувство полной беспомощности: Как объяснить людям, что абстрактное слово "дом" - ничего не значит, если не будет вот этого образа - отражения реального дома. Что, слово не в состоянии передать даже каплю от этого кирпичного великолепия. У слова и образа настолько различная природа, что у меня мозги плавятся от недоумения - как это можно не понимать?
А понятие "дом" - это огромное количество образов разнообразных домов, которые хранятся в памяти любого человека. Все эти образы связаны с одним словом. Активировал понятие - получил общее понимание, что такое дом вообще. Некая абстракция под названием "дом". Слово только тогда имеет смысл, когда связано с образами. Вы не режиссёр, вам это сложно понять, но актёрское слово, не связанное с конкретными образами, пусто, фальшиво. Это будет ложь. С другой стороны, столь же фальшивы будут и слова, сказанные в жизни.
Об искусстве можно говорить много. Но, необходимо понимать главное - то, что лежит в основе, в фундаменте - искусство отражает жизнь. В разных формах, в разных стилях. Здесь законов нет. Каждый художник сам себе закон, хотя, грамотным должен быть. Реальная жизнь преломляется в сознании художника, через его видение, эмоциональное отношение. Новый взгляд. Он может быть интересен для окружающих или нет... это другой вопрос. Но искусство работает с образами и эмоциями. Техника - лишь в помощь.
А символ - это только обозначение чего-то. Стоит знак на дороге. Водители его видят и понимают: впереди крутой поворот. На реальной дороге реальный поворот!
В чём сегодняшняя драма? Мы забыли о реальных дорогах, мы мыслим символами. Не способны понять, что главное жизнь... которая в нашей голове существует, как образы. Считаем разумом абстрактные формы. Через второй сигнал делаем искусство. Фальшивку, подделку. Искусственные цветы по сравнению с настоящими.
Ладно... спасибо за беседу. Да, наткнулась на роскошный сайт... масса литературы, правда, на театральную тематику. Может, найдёте себе что-то интересное. http://www.krispen.narod.ru/knigi.html
Счастливо. |
| Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Lady_taiso 15.03.2012 14:45 Хорошо, Татьяна. Вы во многом правы. Я действительно не режиссер. Я, скорее, драматург в начале пути. Спасибо за ссылку. Буду изучать.
Знаете, Татьяна, мне нужен ваш совет. Я пошлю вам ссылку на сайт со своей пьесой. Она решена в жанре народного лубка со всеми вытекающими последствиями. Но я применила метод Филатова, правда, отошла от бытового жанра и приблизилась к социальной сатире. По моим представлениям, пьеса больше для чтения. Не уверена, что ее можно поставить в существующем виде. Что на ваш взгляд следует сделать с первым действием, чтобы избавиться от описательности и переработать его именно в драматургический конфликт? Помогите. Буду признательна за любую критику, даже беспощадную. Форма не имеет значения. Как правило, критика помогает.
С уважением http://www.proza.ru/2009/09/01/512 |
| Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 16.03.2012 12:03 А вы считаете, что пьеса Филатова это драматургия? Нет, это литературное произведение. Поставить его, конечно, можно... всё можно поставить, даже телефонный справочник... где-то читала. По Федоту стрельцу был фильм... и, уж, как режиссёр старался разбавить текст хоть каким-то действием... тем не менее, на мой взгляд, фильм неудачный. Что касается вашего материала... пьесой вы его назвали слишком сильно. У драматургии жёсткие законы. То, что имеются диалоги, ещё не делает материал пьесой. Фантазии и горького юмора там много. Но сама тема слишком узка и специфична. Из него можно сделать представление на вечере для какого-нибудь писательского коллектива, которому близка такая тема. Для широкой публики не годится. Поэтому, переделывать для театра - смысла нет.
Ну, вот это всё, что могу сказать. С литературной точки зрения текст разбирать не могу... не мой профиль. |
| Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Lady_taiso 16.03.2012 12:10 Понятно. Пожалуй, вы правы. Примерно так я и думала. Значит, просто оставим для чтения. Хорошо, спасибо, Татьяна. С уважением |
| Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 16.03.2012 19:29 Да, не за что.
Но я вам могу сказать одну вещь, за которую мне полагается просто огромное спасибо. А меня только бьют, поскольку, не понимают.
Есть очень много людей, которые пытаются работать творчески. Возьмем, например, певца. Голос есть. Умение владеть голосом есть. Есть теоретическая, музыкальная подготовка. Накоплен какой-то интеллектуальный багаж. Есть большое желание работать. А не получается. Чего-то не хватает для того, чтобы его пение стало искусством. Чего не хватает? Что лишнее? Души не хватает. А рассудка много.
Первая сигнальная система, которая воспринимает и накапливает всю жизненную информацию, хранит в своих запасниках - титаническое количество знаний. По сравнению с маленькой сумочкой сознательного знания, это багажный вагон. Талантливые люди потому и талантливы, что умеют работать с материалами из этого вагона. А рассудочные пытаются творить сознательно, управляемо. Вот такие сознательные процессы творчеством ещё можно обозвать. Искусством они никогда не станут. Как говорил Станиславский, искусство - процесс, в основном, подсознательный. И учил сознательно работать с подсознанием.
Как сознательно работать с подсознанием? Отпустить себя. Когда само льётся - непроизвольно. Произвольно только корректируешь. Я писала немного... статьи, пьесы. Но в наше время писать пьесы бессмысленно. Вообще писать бессмысленно - не востребовано.
Будем горевать в стол. Душу открывать в стол. Будем рисовать в стол. Даже танцевать — в стол. Будем голосить в стол. Злиться и грозить — в стол! Будем сочинять в стол... И слышать из стола стон. Р.Рождественский
А я не умею работать "в стол". Пьесы писала для собственного употребления. По первости, меня очень удивляло то, что не сознательно пишу... то есть, не задумываю, не планирую... а оно, как бы, само собой пишется. Из подсознания поднимаются оригинальные мысли. В то время, как рассудочно, только штампы накидаем.
Полагаю, что если вот такого певца перевести на первый сигнал, то можно сделать талантливейшего артиста. Это, кстати, не сложно. На это направлена вся "Система" Станиславского. Но, если понимаешь - в чём заключается проблема, можно просто научиться сознательно переводить свой мозг в творческое состояние. У сигнальных систем разная волновая активность. Увы! Но объяснить сегодня этого никому нельзя. Потому как невозможно объяснить - что такое первая сигнальная система. А этого невозможно объяснить, потому что люди не понимают, что слово - это сочетание двух сигналов - второго (условной формы) и первого (образного содержания).
И именно потому, что такое знание людям недоступно, - в нашей стране и происходит вся та гадость, которая происходит. Не бывает без духовности ни культуры, ни искусства, ни человечности. А духовность - это эмоционально - образное развитие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Re: Культура, как она есть
от Морозова Татьяна Васильевна 14.03.2012 00:53 Именно из-за такого рода рассуждений в стране культуры и нет. Люди культуры ушли в слова, в абстрактные размышления о том, что такое культура и искусство вообще. Заметьте, художник работает конкретно! А люди культуры рассуждают абстрактно! Разные способы мышления.
Вот такие рассуждения - это "около" правды, вокруг правды. Очень похоже на правду. Но самой правдой не являются. Почему? Потому что автор не понимает самого главного. Разве себя художник выражает? Этакий Нарциссизм? Он выражает своё видение мира. А в чём сие видение выражается? В эмоциях? Эмоция - это оценка увиденного. Видим мы - что? Реальный, объективный мир! Единый для всех. Но, почему наше видение мира разное? Потому что восприятие и оценки объективности зависят от предыдущего, субъективного опыта человека. А сей опыт у нас у всех разный.
Т.е. реальный мир - объективен. А его отражение в головах может варьироваться от объективного до шизофренического.
Как называются вот эти отражения реальности в голове? Образы! Как это называется в искусстве? Художественные образы! Что создаёт художник? Конкретный, художественный образ, отталкиваясь от реалистичного. Который и вызывает те или иные эмоции.
Если художник стремится адекватно отразить образы реальности в своём творчестве, это реалистическое искусство. Если изменяет реалистичные образы в нечто несуществующее - это фантазии. Сказка, фантастика. Если обобщает множество реальных образов в одном стилизованном - это, скорее, абстрактное искусство. И т. д.
Хорошо сказано о необходимости цели. Вопрос: Цель может быть абстрактной? Ответ: Нет! Цель всегда конкретна. У художника - есть конкретное дело, которое он делает. А у работников культуры какая конкретная цель? Может, потому в стране так плохо с культурой?
К слову сказать, о науке. Сегодня перед учёными какие конкретные цели поставлены? Деньги? А наука - это только средство достижения цели? Т.е. образы, связанные с деньгами, жёстко доминируют в головах наших творческих людей - учёных, артистов... а сама работа, которая совершенно не может уже считаться творческой, где-то там... на втором плане. Поэтому, наши музыканты и становятся финансистами. К каким образам эмоции лежат, то и творим.
Сами работники культуры - не практики, теоретики - утратили знания о том - что такое искусство. Поэтому, и народ не знает - что такое образ, что такое воображение и фантазия. И художников ныне учат без понимания сути процесса. Технике учат, забыв о сути. А о том, как осуществляется ассоциативное мышление, даже психологи и теоретики от искусства уже вряд ли знают. Это результат абстрактно - словесного развития. Единственные, кто мог противостоять агрессии слова - работники культуры и искусства - сами стали рассудочными. Мыслят не образами, а словесными штампами, набранными из книг.
Большая часть коры головного мозга - это сенсорная кора, обрабатывающая жизненную информацию. Она принимает жизненные сигналы, обрабатывает их, анализирует, осмысливает. Это всё самодостаточный опознавательно - аналитический процесс. Разум! Мышление!
Если к процессу подключаются эмоции, информация записывается в долговременную память. Чем сильнее эмоции, тем лучше запоминаются образы. Потом мы можем воссоздать прошедшее (воображение), вспомнить (память, мысли), творчески изменить (фантазия).
Образы реальности, не всегда, но очень часто рефлекторно связываются с условными словами. Слово обобщает большую сумму образов под своим началом. Поэтому, люди, запрограммировано твердят, что трава зелёная, хотя, в реальности она может быть серо - буро - малиновой. Вот в том и разница, что у рассудочных людей с доминирующим словом - трава всегда зелёная, а художники выражают только себя. И если такие вещи приходится объяснять людям, которые объясняют, что такое культура... то, у этой страны шансов нет.
И, кстати. Талант зависит от развития образного мышления, от того, как много информации набрано в ассоциативную кору ещё в раннем детстве. А сие от генетики не зависит. Вот, показывали документальный фильм о Майе Плисецкой. У неё все родственники были артистами, дядя хореограф. Она с младенчества купалась в артистической атмосфере. Подсознательно впитала в себя понимание тетра, танца. Талант, вдохновение - это вещи непроизвольные. Отдайся работе подсознания, и оно тебя выведет к гениальности. Майя Плисецкая сама призналась, что если у неё что-то сразу не получалось, она это оставляла. Т.е. неосознанно, она старалась не мешать работе подсознания. А сегодня у нас, с младенчества, произвольное внимание дрессируют. Даже люди художественного направления "творят" произвольно! Ну, вот! Мы и имеем произвольное "искусство" от которого тошнит. |
| Re: Re: Культура, как она есть
от Lady_taiso 14.03.2012 06:50 Вы заставили меня улыбнуться. Интересно, где вы учились? Ладно, это к слову, каждый имеет право на собственное мнение или, скажем так, на заблуждение. Татьяна, есть деятели культуры, а есть культработники. Прошу не путать. Но и те, и другие обществу нужны. У каждого свое предназначение. Татьяна, искусство намного сложнее, чем вы думаете и многограннее. Нравится вам это или нет, но творец это субъект, и потому его внутренний мир субъективен.
Творец не всегда отражает реальность в реально существующих формах (реализм), порой ему этих форм недостаточно, тесно, и он создает новую систему знаков, новый спектр выразительных средств: более сложных и непривычных. И делает он это отнюдь не в погоне за оригинальностью или из желания обратить внимание на себя любимого, а потому что этого требуют реалии жизни, которые усложняются и настоятельно требуют новых способов отражения. Усложнение содержания влечет за собой усложнение формы (и наоборот), и на смену одним устоявшимся традициям приходят иные.
Теперь об эмоциях. Эмоция это чувственная реакция человека на событие, его переживание действительности, и только потом оценка: негативная или позитивная. Без эмоций мы не люди, мы машины. Феномен художественного образа, упомянутый вами в рецензии, несколько больше чем простое отражение действительности. Это способ передачи личного, субъективного переживания на общечеловеческий уровень, способ взаимодействия (коммуникации) творческой личности и общества, их диалог на уровне: вижу, слышу, понимаю, ищу понимания.
Творчество высокоинтеллектуальная деятельность, там не работает принцип "делай как я". У каждого своя дорога и свой индивидуальный способ выражения. Потому-то и отличаются картины Леонардо да Винчи от икон Андрея Рублева или сюрреалистических композиций Сальвадора Дали. А вы хотите по правилам.
И еще, я бы не стала так гнобить культработников. У них своя задача. Они не создают эталонов, но именно они доносят чужие идеи (или не доносят), создают почву, культурный слой, на котором взрастает искусство (или не создают). Это важно понять.
Но в целом, неплохо, что вы попробовали выразить себя в рамках рецензии. Удачи вам. |
|
|
|
|
| |
|
|